Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Игоря Стравинского.
Легендарный музыкант Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года (умер - в 1971 году), всего он прожил 88 лет. Эти годы пришлись на все катаклизмы ХХ века, и он стал одним из самых ярких выразителей своего времени.
Один из наиболее радикальных композиторов ХХ века был сыном оперного певца, который по сути воплощал музыкальную традицию XIX века. Бас Федор Игнатьевич Стравинский был удостоен редкого звания заслуженного артиста Императорских театров, в которых он прослужил четверть века.
Стравинский-старший был яркой фигурой в петербургской культурной жизни. Его писал в образе одного из казаков Илья Репин для своего знаменитого полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», среди гостей в доме певца бывал Федор Достоевский.
Вторым отцом композитор называл Николая Римского-Корсакова. По настоянию семьи поступив на юридический факультет Петербургского университета, музыке Стравинский официально никогда не учился. Римский-Корсаков разглядел его оригинальный дар, отговорил поступать в консерваторию и два года лично давал ему частные уроки, сыграв решающую роль в профессиональном становлении.
Настоящим волшебником в судьбе Стравинского стал антрепренер и популяризатор русского искусства в Европе и Америке Сергей Дягилев. После первого «Русского сезона» в Париже он искал произведение, которое смогло бы превзойти триумф предыдущей программы.
Остановив выбор на русской сказке о Жар-птице, Дягилев вспомнил о начинающем композиторе Стравинском. «Жар-птица» стала гвоздем сезона 1910 года, а в 1911-м эту же роль сыграл следующий балет Стравинского – «Петрушка». Композитор мгновенно стал всемирно знаменитым.
29 мая 1913 года – день, от которого принято отсчитывать историю искусства нынешней эпохи. Это дата премьеры «Весны священной», которую показала труппа Дягилева «Русский балет» в Париже. Впоследствии Дягилев, Стравинский, художник Николай Рерих, хореограф Вацлав Нижинский – все создатели постановки будут биться, доказывая свой решающий вклад в ее создание.
Партитура Стравинского стала одним из самых популярных балетов наряду с «Щелкунчиком» Петра Чайковского и «Ромео и Джульеттой» Сергея Прокофьева.
Стравинский с семьей жил в Петербурге, а холодное время года проводил в Швейцарии. В 1914 году из-за начала Первой мировой войны композитор остался там на лето, а после революции решил не возвращаться в Россию.
Впоследствии композитор переехал во Францию. Там он сошелся с членами группы «Шестерка» — французскими музыкантами и писателями. Стравинский был идейным вдохновителем творчества композиторов этого объединения, они называли его «Великий Игорь» или «Царь Игорь».
В Париже семье Стравинского материально помогла и предоставила место для проживания Коко Шанель, многолетняя поклонница Стравинского. Их жизненные пути пересеклись, придав неожиданное направление культурной истории ХХ века. Их открытия и поныне не утратили своего значения. Стравинский создал новый подход к музыке, Шанель провела революцию в женской моде. Между ними вспыхнули чувства, недозволенные и трагические, но вместе с тем побуждающие обоих к творческим свершениям, которые и сделают их великими.
Художественный фильм про Игоря Стравинского и Коко Шанель можно посмотреть тут: https://vk.com/video-132588308_456242436
В творчестве Стравинского условно выделяют три периода.
Начальный называют «русским», его временные рамки ограничиваются 1908 - началом 1920-х годов. Именно тогда увидели свет балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», сделавшие Стравинского знаменитым. Все три объединяет использование в партитуре русского фольклора со всем его богатством и разнообразием.
В творчестве Стравинского начала 20-х годов прослеживается стремление обратиться к опыту предыдущих эпох, использование принципов неоклассицизма. Тематика его произведений расширяется за счет обращения к библейским сюжетам, античной мифологии. «Первой ласточкой», возвестившей о глубинных изменениях в творчестве композитора, стал балет с пением «Пульчинелла» (1920). В стилистике неоклассицизма композитор создал целый ряд разноплановых по жанру, структуре, стилистике произведений - оперы «Мавра», «Царь Эдип», «Похождения повесы», балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Орфей», «Симфония псалмов» для хора и оркестра, мелодрама «Персефона». Период неоклассицизма продлился в творческой жизни композитора около 30 лет.
В последние годы Стравинский все дальше отходил от русского стиля. Критики писали, что композитор стал сочинять «нейтральную музыку». Сам Стравинский с их мнением не был согласен: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе». На основе русских народных песен в 1965 году он создал канон для оркестра «Не сосна у ворот раскачалася».
Поздний этап творчества Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. «Реквиемом», по сути, он подвел итог прожитой жизни.
И еще одно небольшое видео с музыкой Игоря Федоровича:
P.S: Спасибо, что читаете мои канал. Подписывайтесь в Телеграмм, ВКонтакте)
Подкаст о музыке: https://onwaves.mave.digital/
Если вам интересно узнать что-либо о музыке, о написании песен, о голосе - пишите в комментариях, я буду рада поделиться своими знаниями в этой области.
#стравинский #классическая музыка #биография #игорь стравинский #композитор