Найти тему
Вексил (Вековая сила)

Была ли страна Тартария? Ищем доказательства. Часть 1.

Оглавление
Великая
Великая

Хоть о Тартарии уже много написано, единого мнения до сих пор не существует и возникает много споров о том, действительно ли существовала страна Тартария или это простое обозначение территории.

Я не буду приводить карты, где обозначена Тартария, как доказательство существования этой страны, т.к. на сегодняшний день мы имеем дело с огромным количеством подделок и понять какая картинка не выдумка порой нереально. Но если вдруг кто-то еще не видел карты с Тартарией, листайте галерею. Как правило, Тартария начинается за Уральскими горами и объединяет следующие современные территории: Крым, Кавказ, Поволжье, Сибирь, Монголия, Внутренняя Монголия Китая, Тибет, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан.

Вильям Темпль в своем труде «Miscellanea» 1679 год, говорит:

Я полагаю, вряд ли кто-либо знает, насколько далеко эта большая страна Тартария, простираясь к северу, заселена людьми, и неизвестно, из каких отдаленных краев этих холодных и оледенелых гор вышли эти жестокие народы (сила и оружие их известны во всех странах, с древности считаемых заселенным миром).

Если есть страна, то должен быть и царь, император. Но кто он?

В книге Адама Олеария «Описание путешествия в Московию, Тартарию, Персию и обратно» (1633-1637 гг) на 427 странице читаем:

27-го августа мы увидели слева от себя, на большой равнине, почти у самого берега реки, холм или гору песка, всю круглую и голую. Московиты называют его Сариол Курган [Царев Курган] и говорят, что некий тартарский император по имени Момаон [Мамай?], который намеревался войти в Московию с семью царями одного народа, умер в этом месте, и что его солдаты, которых было очень много, вместо того, чтобы сделать могилу и похоронить его, наполнили свои шлемы и щиты песком и покрыли им его тело так хорошо, что получилась гора, такая, как видна в этом месте.

Т.е., можно предположить, что один из царей Тартарии был Мамай. Но пока этой информации все-таки не достаточно для каких-то громких выводов. Двигаемся дальше.

Ложь переводчиков

Кстати, читая оригинал А.Олеария, еще раз можно убедится, что перевод иностранных книг наши некоторые авторы делали настолько вольным, что зачастую менялся смысл и сама суть, а в большинстве случаев это делалось специально. У А.Олеария есть глава про народ Самоедов (Самодийцев), которые жили на побережье северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра, если говорить современными названиями. Так вот, Олеарий подробно описывает особенности их необычной жизни в таких суровых погодных условиях, рассказывает, что они были идолопоклонниками Луны и Солнца и в самом конце главы пишет:

-5
Но уже несколько лет они крестятся и принимают христианскую религию стараниями епископа Владимирского, которого покойный великий князь послал туда с несколькими священниками, чтобы наставлять их на свой лад.

А что мы читаем в книге Олеария, которая в 1906 году переведена А. М. Ловягиным на русский?

Перевод на русский книги Олеария
Перевод на русский книги Олеария

Удивительно, но в оригинале нет ни слова, что народ сам просил о присоединении к русской вере, наоборот, к ним пришли без приглашения. Эти народы жили максимально обособленно от других. Когда Олеарий спрашивал у них, хотели бы они жить в Московии, где климат более благоприятный, один из них отвечал, что «если бы великий князь знал о доброй их жизни и о великолепии её, то он оставил бы столицу и переселился к ним жить». Такой короткий пример, еще раз доказывает, как наша история создается в угоду правителей или церкви.

Восточная Тартария

Теперь возвращаемся к нашей теме и разберем книги 1705 года Николааса Витсена про Тартарию. Николаас - голландский политик, предприниматель, картограф. 25 лет Витсен работал над обобщением своих записок о путешествии по России и в 1690 году опубликовал первую в Европе подробную карту Сибири, которую он именовал Тартарией. Затем он ещё 10 лет работал над дополнением этого труда и выпустил его второе издание в 1705 году. Для него он не только проштудировал все доступные ему источники информации, но и собирал актуальные сведения об этом регионе через созданную им (благодаря своему влиянию в Европе) разветвлённую сеть информаторов в Европе, России и Азии.

Сразу уточню, что в книгах и картах Витсена есть ошибки и неточности в некоторых названиях и именах собственных, которые были найдены уже в 20 веке, но они не искажают смысл написанного. На сегодняшний день его труд является единственным подробным описанием Тартарии.

Как пишет сам Витсен, Тартария в его дни считалась наименее известной страной по сравнению с другими, именно поэтому он все свое свободное время тратил на ее изучению и с особым рвением переводил старые летописи, многие из которых не дошли до наших дней. Что интересно, почти все карты Тартарии 17 века и позднее были скопированы с карт Витсена, некоторые картографы упоминали его, а некоторые умалчивали.

Итак, Витсен начинает описание Тартарии с самой восточной области - Ниухе, которая граничила с Синой [Китай-прим.], Кореей, Мугалией [Монголия - прим].

Карта тартар ниухе
Карта тартар ниухе

При различных династиях эта страна называлась по-разному: Йелеу, Хукье, Вико, Синан, Муонхеу. Народ этой страны китайцы зовут киен, кин, что по-китайски означает золото, а другие называют его ниохтере и богдоци. Западные тартары называют восточных тартар общим названием мугалы или мюгалы. Сами Ниухе называют свою страну Хунху.

Эти тартары белолицы, широколицы, у них маленькие глаза и черные волосы, которые бреют наголо, оставляя лишь на макушке длинную косу, свисающую на спину. Их женщины отращивают волосы, заплетая их в две косы, по одной с каждой стороны, подобно персидским женщинам... Они язычники, почитают идолов и обычно приносят жертвы с особыми церемониями. Их жрецов называют ламами. При похоронах они сжигают тело, бросая в огонь коня и оружие умершего, а иногда жен и слуг, как это делают в некоторых местах в Индии... Обычно они употребляют при своем имени имя своего отца и его имя после собственного, вопреки обыкновению, принятому в Европе.

Восточные тартары, западные тартары и китайцы постоянно между собой враждуют и ведут захватнические войны. Поэтому императора называют тартаро-китайским.

Примерно в 1600 г. тартары Ниухе, то есть восточные тартары семи враждовавших между собой орд, являвшиеся уже тогда грозной силой, объединились под руководством первого князя восточных тартар, которого, как вспоминают, звали Тинминг, что значит воля, или решение неба. Это был очень суровый и жестокий монарх, он требовал, чтобы его звали китайским императором. Его преемником был сын его Тинкум, после него - Кум, или Кумхим, а затем последовал Зум-тe. При нем Китайское государство было присоединено к Тартарии. После этого события в 1662 г. на государственный престол вступил его сын Камхи, в возрасте восьми лет. Он и в настоящее время царствует над восточными тартарами и всем Китаем.
Портрет КАМХИ или БОГДЫХАНА, правящего в настоящее время Тартарского Императора в Китае, который был написан в Пекине в 1679 г. и послан автору этого труда через Даурию и Мугальскую землю.
Портрет КАМХИ или БОГДЫХАНА, правящего в настоящее время Тартарского Императора в Китае, который был написан в Пекине в 1679 г. и послан автору этого труда через Даурию и Мугальскую землю.

Во время правления Камхи приказы издаются на обоих языках: на китйском и тартарском. Но тартарский язык является в Пекине придворным и главным языком.

Китайская стена

Вид одних из Синских Ворот на Севере, через которые Московиты въезжают в Империю. Рисунок из книги Николаса Витсена "Северная и Восточная Тартария", 1692
Вид одних из Синских Ворот на Севере, через которые Московиты въезжают в Империю. Рисунок из книги Николаса Витсена "Северная и Восточная Тартария", 1692

Как пишет Витсен, этот текст был переведен им из старых китайских записей:

Кинксихоан начал царствовать за 146 лет до Рождества Христова. Он был отважный и храбрый воин. Он построил знаменитую стену, отделяющую Китай от Тартарии. Китайцы пишут об этом следующее: «Наш король Цинксихоан, мудрый и умный, храбрейший воин всей династии, спросил на шестом году своего царствования одного предсказателя (когда он почти стал победителем тартар), кто после его смерти уничтожит его государство? Ему ответили: «Тартары». Тогда он приказал спешно строить стену от города Кин в области Кинси до большого моря Ляотунг. Каждая область должна была строить вдоль своей границы. Высота стены 28 локтей (30,5 футов) [9 метров - прим]. Он приказал соединить все части, построенные областями, чтобы стена отделила Китай от диких народов.

Как показала история, стена не спасла Китай от завоеваний, поэтому неудивительно, что до сих пор ведутся споры об истинной цели китайской стены.

Катай и Камбалу

Одна из задач путешествия Витсена состояло в том, чтобы в Тартарии, которую называли Катая, разыскать реку под названием Полисанг.
В итоге его команда обнаружила в Китае большую реку, которую китайцы называли Хун Хо, что значит мутная, грязная река. А западные тартары (которые во время Марко Поло вели войну с Китаем) называли ее Полисанган.

Река Хуанхэ
Река Хуанхэ

Витсен разбирает путешествие Марко Поло и описывает его ошибки о месторасположении Катая и Камбалу.

Этот венецианец, несомненно, пришел из Индии в южную часть Ксенси, которая едва достигает 30° северной широты, так как он ни разу не упоминает Великую стену. Иначе он неминуемо должен был пройти мимо нее или видеть ее.

Получается Поло не дошел до Пекина, а остановился в Ксенси, западной части, заселенной в основном маврами и полукитайцами. Как выяснил Витсен у переводчика могоретских послов, «Пекин мавры называют до сего дня Камбалу». Камбалу по восточно-тартарски значит город короля, так как хан, или ком, значит король, а балу - тронный город, или место престола.

Название Chatty, или Cattheij, заимствовано у восточных тартар, находившихся в то время в подчинении у западных тартар. И это не Catthey, а Ciethay. Считают, что это искаженное китайское слово, хотя его употребляют восточные тартары. Chie значит запад, а Thay - юг, а часто и стрелка компаса, то есть страна в направлении стрелки (руки), в зависимости от того, к чему слово Thay применяется. Но когда связывают два слова, то говорят Chietay, что значит область на юго-западе от нашей руки, так как область Пекин лежит юго-западнее от Империи Кин, или Восточной Тартарии. Поэтому Венецианец растянул северную часть Азии на 15 с лишним градусов. Слово Мангус (так он называет Китайскую империю) он заимствовал у восточных тартар. Но и это неверно, ибо он называет китайцев Мансо, то есть варвары. Настоящим Catthey следует считать провинцию Пекина с городом Ксентин, что значит покорность, и следует его признать как знаменитый Камбалу.

Слово Катай - восточно-тартарское слово, и тартары и другие народы этого края также называют его Китай (Сина).

Что касается карт, где есть Катай и Камбалу, то они как раз делались на основе записей Марка Поло, что повлекло за собой огромное количество споров и разногласий, длящиеся до сих пор.

Вывод

Как вы заметили, сами народы не называют себя тартарами, т.е. это название все-таки общее, как сейчас мы называем народы Европы - европейцами. Так же, можно с уверенностью сказать, что тартары не равно татары, как нас пытаются в этом убедить наши историки.
Более обширные выводы будут после прочтения всех книг Витсена.

________________________________________

На этом первую часть я заканчиваю. Понимаю, что о Тартарии не писал только ленивый, но мне эта тема интересна, поэтому хочется изучить подробно книги Витсена и сложить в голове пазл о Тартарии самостоятельно.
Если вам эта тема не набила оскомину, будет интересно узнать ваше мнение в комментариях.

#тартария #китайская стена #витсен #катай #камбалу #олеарий #царев курган #тартарский император #богдыхан #сибирь