Очень многие люди интересуются тем, как изучать Библию? С чего следует начать? Как понимать? О главном условии правильного понимания Священного Писания, рассказал заслуженный профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Откуда идёт христианство? От Христа. От Его проповедей. От Его учения. А где оно написано? В Священном Писании. Я сейчас говорю о Новом Завете. Но и Ветхозаветное Писание является откровением самого Бога. И только через него мы получаем основы нашей веры и основные заповеди.
В любой религии самым основным является то, что уже зафиксировано. Вы же понимаете, то, что не записано, очень легко может преломляться и искажаться. Поэтому Священное Писание — это основа нашей веры.
Если говорить о христианстве, обратите внимание: протестантизм, провозгласивший одним из критериев своей веры только Священное Писание, к чему пришёл? Дело в том, что любое место из Священного Писания можно истолковать по-разному.
Протестантизм появился в шестнадцатом веке. А сегодня насчитывается сотни различных ветвей. Почему? Потому что находятся идеологи, обладающие даром руководства, и они дают своё понимание Писания. В результате зарождается другое направление веры и жизни.
В этом отношении чрезвычайно важным является тот факт, что православная вера, в отличие от протестантства и католицизма и прочих христианских конфессий, утверждает, что истинное понимание Писания возможно только через приобщение к тому Духу Святому, которым были вдохновлены авторы Священного Писания.
Священное Писание — это не просто книжка. Взял и написал. Это богодухновенное Писание. То есть то, что написано в Священном Писании, фиксировалось под внушением или вдохновением Духа Божьего.
Если именно Дух Святой является в конечном счёте тем основным автором написанных святых книг, то, следовательно, кто же может дать точное понимание того, что там написано?
Только тот, в ком этот Дух Святой пребывает. Кого мы называем теми, в которых пребывает Дух Святой? Которые достигли обожения? Которые достигли духовного совершенства? Святыми людьми. Поэтому православие и говорит нам, что истинным пониманием Священного Писания могли обладать только святые отцы.
Кстати, один из наших святых говорил, что мы верим в то, во что верили всегда, все и повсюду. Видите, как сужается круг истин, который бы охватывал всех всегда и повсюду. То есть во все времена существования христианской веры.
Вот этот совокупный голос святых отцов и является для православия ничем иным, как голосом Духа Божьего.
И пока православие придерживается этого положения — держаться святых отцов — оно будет оставаться твёрдым и непоколебимым. Как только мы начнём отступать от прямого учения святых отцов и начнём высказывать свои мнения и предположения в качестве одного из пониманий Священного Писания, мы точно так же расползёмся все по десяткам и сотням различных групп, как это случилось с протестантизмом. Вот почему необходимо знание не только Священного Писания, но и толкования святых отцов.
Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, только через чтение святых отцов мы научаемся истинному пониманию Писания.
Огромнейшее влияние на протестантизм всегда оказывала философия. Философия тех людей, которые радикальным образом заблуждались в вопросах веры. Возьмите того же Гегеля или Шлейермахера… До каких вещей они доходили… Философия, а не святые отцы оказывалась тем стимулом, который развивал, так называемую, богословскую мысль на западе.
Ещё раз повторю, что без святых отцов мы рассыпемся. Богословие без святых отцов превратится в одну из гуманитарных наук. Что ищут в каждой науке? Что-нибудь новенькое. И чего только новенького мы не находим в протестантизме. Вплоть до того, что Дух Святой — это богиня.
На одной ассамблее, которая проходила в Австралии, одна пасторша проповедовала со всей силы, что Святой Дух — это женское начало Божества. Откуда она это взяла? Какие для этого есть основания? Потому что во мне говорит Дух Святой? Это, кстати, одно из положений протестантизма.
Православие говорит о том, что Дух Святой полноценно и ясно говорит только в том человеке, который очистился от страстей.
Исаак Сирин писал:
«Душа видит истину по силе жизни».
Действительно, какая была сила жизни у тех, кого мы именуем святыми отцами. По силе своей жизни они видели истину и записывали её. Поэтому творения святых отцов для Церкви и для любого христианина являются просто фундаментом в строительстве церкви в его душе.
Чтение необходимо всем. Получение знаний святых отцов при самостоятельном чтении или от священства является необходимым в жизни каждого христианина.
Конечно, что у каждого человека очень и очень различные стремления к пониманию Священного Писания... Обратите внимание, какое огромное количество верующих заражено всяческими суевериями. Верят во сны, верят в гадания. А уж в отношении церковных обрядов чего только мы не находим...
Ещё статья: Как правильно начать изучать Библию? Объясняют священники.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение молитвабогу молитва