Эх, жаль, что в шестидесятых в СССР этот жанр не был представлен официально! Я имею ввиду сцену, а более того – пластинки. Конечно же, они были, они играли, они мечтали о признании со стороны властей. У них уже была ЭТА музыка. Но… Но прекрасный «Арсенал» Алексея Козлова заявил о себе лишь в 1973 году…
Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала ЮРИЙ КИСЛОВ!
Вы уже знаете, что я целеустремленно и вдумчиво исследую рок-музыку шестидесятых, все её ответвления и стили. Загляните в этот КАТАЛОГ, который я создал специально для вас. Там список всех рок-групп, о которых я уже написал. Всё чинно-благородно. Всё по алфавиту и с ссылками в ДЗЕНе.
Ну а теперь к основной теме этой статьи. На пороге – легендарная команда BLOOD, SWEAT & TEARS. КРОВЬ, ПОТ И СЛЁЗЫ мирового джаз-рока.
Этот коллектив сформировался летом 1967 года в Нью-Йорке. На право именоваться его основателем претендует бывший участник THE BLUES PROJECT Эл Купер. В первом составе команды числились бас-гитарист Джим Филдер, барабанщик Бобби Коломбо, саксофонист и аранжировщик Фред Липсиус, тромбонист Дик Халлиган, а также трубачи и флюгельгорнисты Джерри Вейсс и Рэнди Брекер, а также гитарист Стив Катц.
За всё время существования BLOOD, SWEAT & TEARS через него прошло, как уверяют самые разные источники, от пятидесяти до ста пятидесяти музыкантов. Не знаю, кому и верить. В любом случае, т.к. я пишу о славных шестидесятых, то размещаю ниже тех, кто играл в составе этого джаз-рок коллектива именно в 60-х, с момента основания:
Эл Купер: клавишные, вокал (1967—1968)
Randy Brecker : труба, рожок (1967—1968)
Jerry Weiss : труба, рожок (1967—1968)
Fred Lipsius : альт-саксофон, фортепиано (1967—1972)
Dick Halligan : клавишные, тромбон, флейта (1967—1972)
Steve Katz : гитара, гармоника, лютня, мандолина, вокал (1967—1973, 2008-)
Jim Fielder : бас-гитара, гитара (1967—1974)
Bobby Colomby : ударные (1967—1977)
David Clayton-Thomas : вокал, гитара (1968—1972, 1974—1981, 1984—2004)
Lew Soloff : труба, рожок (1968—1974)
Chuck Winfield : труба, рожок (1968—1973)
Jerry Hyman : тромбон, блокфлейта (1968—1970)
Dave Bargeron : тромбон, туба, рожок, бас (1970—1978)
Подобная текучка кадров вполне объяснима. Мы знаем немало примеров, когда народ разбегался, соединялся, ссорился и мирился в гораздо более малочисленных составах. Которые, между прочим, должны были зарабатывать не только на хлеб и кока-колу.
А здесь – такой большой и амбициозный коллектив!
По тем временам это был настоящий прорыв. BLOOD, SWEAT & TEARS создали, опираясь на традиционные джаз и блюз нечто, сияющее и блистающее роком, импровизациями, искусными аранжировками, порой не чураясь поп-музыки и не пренебрегая психоделикой. Это были настоящие инновации, породившие джаз-рок на уровне самых высоких планок, которые только можно вообразить.
Они начали играть в нью-йоркском интеллектуальном районе Гринвич-Виллидж, в подвале нового здания театра Энди Уорхола, в ночном клубе "Cafe Au Go Go", который просуществовал с 1964 по 1970 год, и в котором в свое время играли и выступали многие знаменитости той эпохи.
Они быстро подписали контракте с "Columbia Records". Первый альбом "Child Is Father To The Man" был записан за пару недель. Критики тут же стали сравнивать его с ритм-энд-блюзовым лонгплеем ROLLING STONES «Beggar's Banquet» и с дилановским "Highway 61 Revisited".
Известный критик Уильям Рулман писал об альбоме для AllMusic:
"Лучшая работа Эла Купера, альбом, на котором он переносит фолк-блюз-роковое слияние блюзового проекта на еще более широкие пастбища, используя классические и джазовые элементы (включая струнные и валторны), не теряя при этом поп-сути, которая делает гибридную работу. Это один из величайших альбомов… Это звук группы виртуозов, наслаждающихся недавно открытыми возможностями» ...
«Blood, Sweat & Tears»- это лучшее, что могло случиться с рок-н-роллом в 1968 году», - гласила заметка в Rolling Stone, описывая джаз-роковый дебютный альбом группы. Продажи лонгплея быстро миновали стотысячную отметку. А всего тираж перевалил за 4 миллиона. Топ 40 по итогам года, первая строчка в национальном хит-параде США.
Редко бывает такое креативное и такое удачное начало карьеры...
Но тут в истории группы появилась первая и существенная трещина. Коломби и Котц выступили против вокальных данных Эл Купера, призвав его обращать большее внимание игре на органе. По другой версии, между ними возникли разногласия по поводу руководства творческим процессом. В любом случае, Купер ушел, хлопнув дверью, а вслед за ним команду покинули Вейсс и Брекер.
Немного о Купере. В мире рок-музыки его оценивают как одного из гигантов рока 60-х, сравнивая с Полом Саймоном и Бобом Диланом.
Другие обозреватели характеризует Эла Купера как «сессионного музыканта, сочинителя песен и продюсера, человека за кулисами фолк- и рок-ренессанса 1960-х годов».
Что бы там не говорили в его адрес, но для меня, например, после выпуска дебютника и ухода Купера из коллектива, BLOOD, SWEAT & TEARS как бы переменили свое лицо. Другое звучание, и, понятно, иной вокал. Да и саунд команды запопсовел.
Фронтменом команды стал канадец Дэвид Клейтон-Томас, а Халлиган сел за клавиши. В духовой группе появились Джерри Хаймэном (тромбон) и пара трубачей - Чако Уинфилд и Лью Солофф.
Дэвид Клейтон-Томас– это отдельная история в музыкальном мире. Достаточно сказать, что начиная с 1968 года, он выпустил 17 сольных альбомов.
Но мы – о BLOOD, SWEAT & TEARS…
Вернемся к второму альбому 1969 года, названному непритязательно «Blood, Sweat & Tears».
Он знаменит, в основном, синглами, запущенными в его поддержку. Это были миллионные тиражи. "Spinning Wheel", "You've Made Me So Very Happy" и"And When I Die" звучали из всех радиоприемников. Три «золотых» сингла принесли команде две премии Грэмми.
Вообще – период с 1968 по 1972 годы считается для BLOOD, SWEAT & TEARS «золотым веком». За это время группа продала 6 миллионов пластинок.
На знаменитом фестивале в Вудстоке BS&T (так сокращают обычно название команды), исполнила четыре композиции: «More And More», «I Love You More Than You Ever Know», «Spinning Wheel» и «Something Goin’ On».
Там произошла интересная история. Группе предложили 7 500 долларов за участие в фильме, рассказывающем о столь знаменательном событии. Менеджер отказал киношникам, посчитав сумму незначительной, ибо ценил свой коллектив гораздо выше. Продюсерам фестиваля все же удалось снять исполнение первой песни «More And More», после чего киношников прогнали со сцены. Кто же знал тогда, что Вудсток навсегда войдет в историю мировой рок-музыки!
Если бы BS&T знали об этом, они наверняка сами бы заплатили съемочной группе, чтобы попасть на золотые страницы истории. Эх…
В 1970 году мир познакомился с третьим альбом команды «Blood, Sweat, & Tears 3», по сути развивающим генеральную линию второго альбома. Дэвид Клейтон-Томас выложил в него свой знаменитый хит "Lucretia MacEvil". Также критики отметили кавер Кэрол Кинг "Hi-De-Ho". В США альбом попал на вершину чартов.
Вот что написал, оценивая пластинку, критик Уильям Рулман, назвав лонгплей "убедительным, хотя и не столь впечатляющим дополнением к их предыдущему хиту. Дэвид Клейтон-Томас оставался восторженным блюзовым крикуном, и группе все еще удавалось создавать живые аранжировки... хотя их претенциозность в расширенной версии "Symphony / Sympathy for the Devil" и их склонность заимствовать более известный материал других исполнителей, вместо того, чтобы создавать больше собственного, были предупреждающими знаками на будущее ".
В коллективе, как я понимаю, начались шатания. Пока они проявлялись неярко, хотя некоторые проекты BLOOD, SWEAT & TEARS мало напоминали рок-н-ролльные поступки: назвался груздем, лезь в свой кузовок и не заглядывай в другие.
Они согласились разместить свою музыку в кинокомедии с участием Барбары Стрейзанд «Филин и кошечка» (The Owl and the Pussycat). Стрезанд, и это не обсуждается, конечно же звезда, но… Кинокомедия… Это как бы если DEEP PURPLE играли за кадром в фильме «В джазе только девушки»… Не по чину, так сказать.
В это время они влипли в еще одну неприятную историю. На фоне крайне непопулярной войны во Вьетнаме госдеп предложил команде за 40 000 долларов совершить гастрольное турне за «железный занавес», дабы продемонстрировать странам соцлагеря «свободны дух» Америки. Выбрали Польшу, Югославия и Румынию.
Из рассказов современников:
«В итоге, турне обернулось для них большим злоключением. На первом же концерте в Бухаресте публика встала и начала скандировать: U.S.A.! Румынская полиция не придумала ничего лучшего, как спустить на людей немецких овчарок. После этого коммунистические власти обложили группу строгими инструкциями: играть больше джаза, меньше рока. Если публика начнет шуметь — покидать сцену. Выходить на бис не больше двух раз, не бросать музыкальные инструменты (это надо было адресовать скорее группам типа «The Who»), поменьше жестов и движений телом, и никаких переодеваний в процессе выступлений. В результате, на следующий концерт пришли подавленные подростки, соблюдавшие неестественную тишину».
Группа вернулась домой, где поклонники её встретили крайне неприязненно. Никсона и всё, связанное с ним ненавидели. В глазах рок-н-ролльной тусовки они выглядели «продажными шкурами» и пособниками «режима Никсона».
Группу предали анафеме. Ходили слухи, что что идея турне была их, что они работают на ЦРУ, и что им надо носить короткие прически…
Дальше – больше. BLOOD, SWEAT & TEARS пригласили играть в Лас-Вегасе, американской столице казино. Они были практические первой рок-командой, согласившей выступать перед гладкими рожами посетителей престижного лас-вегасского зала «Caesar’s Palace». Был побит рекорд посещаемости, который держался двадцать лет, когда там выступал Фрэнк Синатра.
Поклонники обозвали их «пустыми и претенциозными», «попсовиками», и другими нехорошими словами, обвиняя, что они «продали свои души за бабло», променяв свою прежнюю рок-молодёжную публику на пожилых «любителей кабаре».
И это в то время, когда блестящая джаз-роковая команда CHICAGO, о которой я когда-нибудь обязательно напишу, буквально дышала им в спину, если уже не была впереди. Стан поклонников BLOOD, SWEAT & TEARS начал рассасываться…
Четвертый альбом команды «Blood, Sweat & Tears 4» вышел летом 1971 года одновременно в США и Европе.
Ну, начало… Мысленно снимаю шляпу перед Дэвидом Клейтон-Томасом, который взял в руки лидер-гитару и исполнил, как истинный хард-роковый вокалист свою «Go Down Gamblin'». Сингл с этой песней занял 32 место в биллбордовском Топе.
А далее рок-джаз, более напоминающий просто джаз. «Blood, Sweat & Tears 4» поднялся на 10-ое место в хит-параде, Спустя месяц со дня открытия продаж он стал «золотым».
В группе появились существенные разногласия. Даже считается, что она разделилась на три враждебных отряда. Ритм-секция жаждала играть рок. Духовики – джаз. Дэвид Клейтон-Томас вообще вёл свою линию, заточенную на своих представлениях о музыке. Отдохните с пять минут, вспомнив этот эпизод из известной комедии. Не думаю, что там происходило нечто подобное, но атмосфера была приблизительно такая…
В начале 1972 года Клейтон-Томас ушел из BLOOD, SWEAT & TEARS. Вот что он вспоминал позднее:
«Как у главного сочинителя для группы, мои доходы стали расти несоразмерно с остальными парнями, и когда к нам стали приходить чеки за авторские, началось жуткое соперничество. Парни хотели либо числиться в авторах, либо ратовали за непрерывные гастроли, потому что на этом они зарабатывали большую часть своих денег. Но как было в турне: если у кого-то из трубачей отказала губа, его отправляли на «скамейку запасных», находя замену. Если же у меня отказывал голос, я всё равно продолжал выступать. Я заметил, что прежняя дружба стала растворяться в горьких склоках.
Между тем, беспощадное гастролирование не прекращалось — по триста концертов в год, и менеджеры шли на поводу у остальных, бронируя всё больше и больше концертов, потому что это был их хлеб. Я был измотан, голос садился, я держался на бухле и колёсах, и те парни в группе, которым было ещё не наплевать на меня, осознавали, что я в беде. Остальные же говорили: «Если он не справляется, давайте возьмём кого-то другого.» Они на полном серьёзе считали, что можно отправить «на запасную скамейку» вокалиста, и никто этого не заметит. В конце концов, я поставил всех в известность и ушёл. Несколько парней почувствовали, что группе — конец и тоже ушли. Остались только те, кто был рад моему уходу и те, кого ничто не волновало»…
Вместе с ним из команды ушли мульти-инструменталисты Дик Халлиган и Фред Липсиус… Эпоха оригинального BLOOD, SWEAT & TEARS завершилась.
Ну а далее ориентированный на джаз альбом "New Blood", попал лишь в Топ 40.
Лонгплеи "No Sweat" (72-е место) и "Mirror Image" (149-е место) – еще одно свидетельство падения интереса к команде, в которой бесконечно происходили кадровые перестановки.
Отмечу диск, сделанный под продюсированием Клейтона-Томаса вновь приглашенного в команду. Это "New City", где очень даже хорошо звучит кавер "Got To Get You Into My Life".
После выхода "More Than Ever" из ансамбля ушел последний из могикан - Бобби Коломби.
После альбома "Brand New Day" группа распалась. Была еще версия Клейтона-Томаса, собранная из канадских музыкантов. Но это уже совсем не то, не так, и не тогда. Печально, что там говорить…
ТЕКУЩИЙ СОСТАВ:
Steve Katz: вокал
Rob Paparozzi: вокал
Dave Gellis: гитара
Glenn McClelland: клавишные
Gary Foote: бас-гитара
Dylan Elise: ударные
Teddy Mulet: труба
Steve Jankowski: труба
Jens Wendelboe: труба
АЛЬБОМЫ:
Child Is Father to the Man (1968)
Blood, Sweat & Tears (1969)
Blood, Sweat & Tears 3 (1970)
The Owl and the Pussy Cat (Soundtrack) (1970)
Blood, Sweat & Tears 4 (1971)
New Blood (1972)
No Sweat (1973)
Mirror Image (1974)
New City (1975)
More Than Ever (1976)
Brand New Day (1977)
Nuclear Blues (1980)
Latin Fire (1985)
Live And Improvised (1991)
Live (1994)
СБОРНИКИ:
Greatest Hits (1972)
Super Hits (1998)
What Goes Up! The Best of Blood, Sweat & Tears (1995)
СИНГЛЫ:
I Can’t Quit Her (1968)
I Love You More Than You’ll Ever Know (1968)
You’ve Made Me So Very Happy (1969)
Spinning Wheel (1969)
And When I Die (1969)
Hi-De-Ho (1970)
Lucretia MacEvil (1970)
Lisa, Listen to Me (1971)
Go Down Gamblin' (1971)
So Long Dixie (1972)
Подведем некоторые итоги. По мнению весьма маститых критиков:
«Творчество этой замечательной команды по достоинству оценили не только критики и слушатели, но и профессиональные музыканты всех жанров в диапазоне от блюза до авангарда и нью-эйджа: кавер-версии хитов Blood, Sweat & Tears исполняли десятки суперзвезд мировой музыки, начиная от Тома Джонса, Ширли Бэсси, Джеймса Брауна и оркестра Рэя Кониффа до группы Blondie и Мойры Штерн».
По оценкам западных музыкальных критиков, BS & T до сих пор считаются одной из величайших супергрупп Америки двадцатого века.
В общей сложности десять альбомов группы входили в списки Billboard 200; в списках Billboard Hot 100 наивысшей позиции достиг сингл «Spinning Wheel», в 1969 году поднявшийся до второго места.
Послушаем, посмотрим и оценим (это для тех, кто еще не оценил). Это тоже из великой истории рок-музыки шестидесятых…
А перед тем как попрощаться с вами на сегодня, рекомендую заглянуть в несколько материалов в ДЗЕНе, написанный мною ранее:
КАК ЭТО БЫЛО У МЕНЯ. Роюсь в своей рок-памяти 60-х и начала 70-х годов...
Фолк-рок-группа АРИЭЛЬ из СССР шестидесятых: великая музыка великой эпохи
Рок- бабушки из THE ACE OF CUPS: от рок-архивов 60-х до наших дней
На сегодня всё… Огромное спасибо всем, кто поддерживает мои скромные труды в комментах. На канале ЮРИЙ КИСЛОВ есть и будет еще много чего интересного для знающих, а также для начинающих любителей рок-музыки…
Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала.Карта СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
С уважением и дружбой