В обществе существует немало гендерных стереотипов, согласно которым мужчины и женщины от природы существенно отличаются. Принято считать, что пол определяет наше поведение, тип мышления, наклонности, но это не совсем так. Личность – это продукт общества, а не врожденный набор качеств, и то, в каком направлении она будет развиваться, зависит от того, что будет транслировать окружение.
Английский философ Джон Локк завещал нам, что разум человека при рождении представляет собой «чистый лист» (tabula rasa). В нем нет врожденных идей и понятий, поэтому, что «напишешь», то и получишь.
В обществе существует система социальных ролей – моделей поведения, которые складываются из общепринятых ценностей, норм, правил и ожиданий. Роль включает в себя ряд установок, из которых будут складываться стратегии поведения индивида в различных ситуациях. Так мы учимся взаимодействовать с людьми, выстраивать разные виды отношений по тем нормам, которые приняты в нашем обществе. Помимо общих для всех членов общества социальных ролей, существуют также гендерные роли, которые определяют стратегию поведения человека в зависимости от его пола.
Из этого следует, что именно общество будет определять, каким паттернам поведения должен будет следовать человек, начиная с малых лет, чтобы жить в согласии с окружающими. А значит, и восприятие себя будет во многом зависеть от социального контекста.
На примере стереотипа, что «мальчики больше склонны к математике, чем девочки», я покажу, как это работает.
Девочки и мальчики в школе
Для того, чтобы увидеть более широкую картину, ученые провели мета-анализ на базе 100 исследований, в которых было протестировано более 3 миллионов человек. Результаты позволили увидеть одну интересную тенденцию: в начальной школе девочки в целом превосходят мальчиков в ряде предметов, включая математику, в средней школе различий между полами почти не наблюдается и лишь позднее – в колледжах и вузах, юноши показывают небольшое преимущество в решении сложных задач. Ученых очень заинтересовал этот момент, но к нему мы вернемся чуть позже.
Еще один интересный факт был обнаружен в исследованиях Программы международной оценки учащихся (PISA) за 2015 год. Так, девочки превосходили мальчиков в выполнении домашних заданий, однако они показывали более низкие результаты во время тестирования. Выяснилось, что причиной тому служит тревога. Девочки больше волнуются в момент тестирования, чем мальчики, однако если они перестают испытывать тревогу, разница в результатах тестирования нивелируется – то есть исчезает. Вероятно, что негласно девочкам предъявляют более жесткие требования в вопросе оценок (в первую очередь родители), из-за чего они больше переживают за результат.
Влияние гендерной политики на выбор специальности
И всё же ученых продолжал интересовать вопрос: действительно ли мальчики более способны к математике? Разобраться в нем решил профессор экономики Луиджи Гуисо.
Вместе с коллегами он использовал данные PISA, чтобы посмотреть, как гендер влияет на способность к математике в разных странах. Выяснилось, что в странах с более выраженным гендерным неравенством мальчики показывали более высокие результаты, чем девочки, тогда как в гендерно нейтральных странах результаты были примерно одинаковыми, а где-то даже диаметрально противоположными. Так, например, в Турции мальчики превосходили девочек на 22,6 балла, в Норвегии и Швеции результаты были почти одинаковыми, а в Исландии девочки и вовсе превзошли мальчиков на 14,5 баллов. Значит, способность к математике не имеет половой принадлежности, но почему в таком случае даже в гендерно нейтральных странах девушки не спешат получать образование в естественно-научных направлениях? Ведь они вполне могли бы достичь хороших результатов.
Гендерные стереотипы и здесь сыграли свою роль, но немного в другом ключе. Шведские ученые выяснили, что большую роль в этом вопросе играет социальная принадлежность и самоэффективность. Тинейджеры считали, что они больше «впишутся» в ту сферу, где преобладает их гендер. То есть, условно, если на физико-математических или экономических факультетах учится больше мальчиков, значит, юношам следует выбирать эту специальность. А если на гуманитарные направления поступает больше девочек, значит, девушки должны выбирать именно эту сферу.
Как правило, мы стремимся попасть в ту область, где чувствуем себя более компетентными, и избегать ту, в которой будем недостаточно эффективны. И как оказалось, даже не смотря на относительно равные способности, выбор специальности будет во многом зависеть от половой принадлежности. Общество склонно прививать нам интерес к тому, что будет больше соответствовать нашему гендеру. Поэтому девочкам стоит уделять больше внимания литературе и творчеству, а мальчикам – технике и точным наукам. Конечно, кто-то последует своим путем, но окружение может просто не понять их выбор, ведь «ты же мальчик/девочка, как тебя туда занесло?»
Исследователи предполагают, что такие тенденции могут отражать низкую социальную ценность и вознаграждение, связанные с карьерой в этих сферах. Девочки в среднем имели гораздо более низкие показатели самоэффективности по естественным наукам несмотря на то, что по школьным предметам они превосходили мальчиков. Даже в самых гендерно нейтральных странах, несмотря на наличие хороших отметок девочки все еще поддаются стереотипу, что они не столь способны в этих предметах.
Ученые приходят к выводу, что меньшее преуспевание женщин в математике – это заслуга гендерного неравенства, а не недостатка врожденных способностей. Если девушки понимают, что даже после обучения для них не найдется работы, они выбирают что-нибудь другое и не напрягаются. Помните в начале я говорила о результатах мета-анализа, где было показано, что мере взросления девочки показывали менее высокие результаты по математике, чем мальчики? Вот и ответ на вопрос, почему же так происходит.
Изначально дети чувствуют себя равными, поэтому просто учат всё и не заморачиваются. Но чем старше они становятся, тем больше общество начинает их склонять к тому или иному направлению в зависимости от пола. Вспомнить даже уроки труда: мальчики учатся делать скворечники, а девочки – готовить. Но разве мальчики не должны уметь готовить или что-то зашивать, а девочки что-то ремонтировать? Во взрослой жизни всем в равной степени могут пригодиться эти знания, но общество считает, что у каждого пола свои прерогативы.
В этой связи хочется быстро разобрать еще один стереотип, что женщины глупее мужчин.
Интеллект мужчин и женщин
Дабы это звучало более научно, некоторые мужчины любят ссылаться на то, что средний вес их мозга составляет 1395 г, тогда как у женщин – 1245. Но они упускают из виду несколько важных моментов.
Во-первых, вес мозга составляет примерно 2% от общей массы тела человека, а поскольку мужчины, как правило, крупнее женщин, то и мозг в теории будет иметь чуть больший вес. Это вопрос соотношения массы тела и массы мозга, поэтому объем в таком случае получается условно одинаковым. Но почему я сказала «в теории»? Потому что статистической разницы между массой тела и массой мозга обнаружено не было.
Во-вторых, не вес мозга определяет умственные способности, а количество связей между нейронами и целостность мозга. Например, вес мозга Альберта Эйнштейна составлял 1230 г – можно ли считать его глупым, только потому что вес его мозга был меньше, чем средний вес мозга мужчин и даже женщин?
В-третьих, количество связей между нейронами увеличивается по мере обучения, переработки и запоминания новой информации, а главное – использования новых знаний на практике. Если вы что-то выучили, но больше никогда не использовали, сформированные связи будут ослабевать, но если ваш мозг постоянно задействует полученную информацию, то он не только укрепляет эти связи, но и «порождает» новые. Кстати, пока вы читаете эту статью, ваш мозг тоже образует новые связи :)
Вообще, стоит понимать, что интеллект – это психологическая особенность с наибольшим количеством социальных и жизненных коррелятов, например, уровень дохода и другие показатели успеха. Поэтому не совсем корректно было бы, например, сравнивать интеллект австралийского аборигена и немецкого предпринимателя, потому что у каждого из них разные условия жизни, а потому знания и навыки тоже требуются разные. То, в чем успешен абориген, не будет успешен предприниматель, и наоборот. Но каждый из них достаточно умен в условиях своей среды.
Вывод
Нормы, ценности и ожидания того или иного общества будут оказывать сильное влияние на формирование личности. Система социальных ролей как бы обязывает нас вести себя определенным образом, в том числе в рамках своего гендера. Если построить общество, в котором женщины будут «добытчицами» и людьми науки, а мужчины «хранителями очага» и учителями гуманитарных предметов, то каждый человек будет стараться соответствовать своей роли. Ибо сложно идти против воли большинства.
В ребенке можно развить любые способности, было бы желание. Но, конечно, всегда нужно учитывать его или ее собственные интересы. Нет смысла заставлять мальчика зубрить химию, если сам он хочет заниматься музыкой, как и нет никакого смысла заставлять девочку усердно читать художественную литературу, если она больше тяготеет к биологии.
Что касаемо уровня интеллекта, то тут вообще не имеет смысла цепляться за гендер – всё очень индивидуально. И среди мужчин найдутся глупые индивиды, и среди женщин – умные. Если ты постоянно учишься, развиваешься, применяешь полученные знания на практике, то ты будешь достаточно смышленым и талантливым человеком. Вот и весь рецепт.
А каково ваше мнение? Поделитесь им в комментариях
#психология #образование #гендерныестереотипы #интеллект