Найти в Дзене
Artemisia Studio

Изображая потустороннее: при чем здесь Булгаков и средневековье

Человеческая фантазия не знает границ, особенно это касается изображения странных, порой страшных сюжетов. Но как подступиться, если рисуешь подобное в первый раз? Учимся у мастеров🖌

Например, в «Мастере и Маргарите» Булгакова тонко соединены смешное и страшное, привычная реальность с мифологическо-фантастическим сюжетом. Булгаков может тоном очевидца говорить о небывалом, бесстрастно описывать чудовищное, иронизировать над безобразным! Стиль такой литературы трудно охарактеризовать, ещё труднее найти ей пластическое выражение в иллюстрации.

Это великолепно удалось Сергею Александровичу Алимову, мудрому и тонкому художнику, который, наверное, каждому знаком по мультфильму «Каникулы Бонифация». В 1975 году Алимов сделал первые рисунки для анимационного фильма по роману «Мастер и Маргарита». К сожалению, фильм так и не был снят. Теперь графические листы представляют самостоятельную серию.

Маргарита, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Маргарита, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Полет, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Полет, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Кот, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Кот, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Пожар на Садовой, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Пожар на Садовой, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Бал II, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Бал II, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Голова Берлиоза, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Голова Берлиоза, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Нехорошая квартира, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Нехорошая квартира, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Веселая компания, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Веселая компания, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Появление, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова
Появление, 1998-2017. Бумага, гуашь. Музей Булгакова

Роман Булгакова предполагает несколько уровней восприятия. Тема врывающегося в повседневность потустороннего мира веками насыщалась образами и смыслами, и к этому культурному контексту роман неизбежно выводит читателя. Булгаков сам неоднократно подчеркивает преемственность от «Фауста» Гете, который в свою очередь обращался к Ветхозаветной истории, германским легендам и античной мифологии.

Трактовка событий Нового Завета в «Мастере и Маргарите» тоже ожидает читателя, знакомого с первоисточником. Если уж читателю для понимания смыслов произведения нужен такой кругозор, то художник должен «жить» в культурных реалиях нескольких веков, чтобы иллюстрировать сложнейшие произведения!

Одна из тем, разработанных в искусстве, которая может открыть современному человеку взгляд прошлых столетий на изображение потустороннего — это «Искушение святого Антония». Этот сюжет был классическим для европейской культуры. Он позволял живописцам, не изменяя канонам своей эпохи, строить ужасные фантасмагории, напоминающие булгаковский бал Воланда.

Святой Антоний-отшельник, мучимый бесами, 1426. Стефано ди Джованни Сассета
Святой Антоний-отшельник, мучимый бесами, 1426. Стефано ди Джованни Сассета
Искушение святого Антония, 1505. Центральный триптих. Иероним Босх
Искушение святого Антония, 1505. Центральный триптих. Иероним Босх
Искушение Антония, 1530. Лукас ван Лейден
Искушение Антония, 1530. Лукас ван Лейден
Искушение святого Антония, 1550. Ян Мандейн
Искушение святого Антония, 1550. Ян Мандейн
Искушение святого Антония, 1520. Вилленс де Кок
Искушение святого Антония, 1520. Вилленс де Кок

Изучая подобные шедевры живописи, иллюстратор может приблизиться к пониманию темы загробного и сверхъестественного и передать это в своих работах.

Понравилась статья? Поддержите нас лайком или подпиской🎨

#artemisiaграфика #artemisiaживопись #булгаков #мистика #культура #искусство #иллюстрация #живопись #история #средниевека