1953-1954 год
Западная Европа
Вот как оказался втянутым английской разведкой в активную работу против СССР сотрудник торгового представительства СССР во Франции Чернов.
В ноябре 1953 года, после посещения ночного кабаре в Париже, Чернов был задержан в нетрезвом состоянии французской полицией и доставлен в участок. Там его обвинили в нарушении общественного порядка и заявили, что французские власти потребуют его высылки из Франции, Чернов попросил не сообщать о факте его задержания советскому посольству. Это ему было обещано при условии, если он вступит в «деловую» связь с владельцем фирмы «Люка» англичанином Коэном. Получив согласие Чернова, его из-под ареста освободили.
Как и следовало ожидать, Коэн, который являлся английским разведчиком и действовал в контакте с французами, потребовал от Чернова информацию о работе советского торгпредства и другие сведения разведывательного характера. Оказавшись, таким образом, перед необходимостью сотрудничать с английской разведкой, Чернов некоторое время к практической шпионской работе не приступал, колебался, обдумывал возможность явки с повинной и даже советовался по этому вопросу с женой. Опасаясь привлечения к уголовной ответственности, он не сделал этого единственно правильного шага и от явки с повинной воздержался.
Английская разведка, не выпускавшая тем временем Чернова из поля зрения, постепенно начала втягивать его в практическую шпионскую деятельность. Начав с выполнения незначительных поручений Коэна, Чернов позднее был передан на связь другому английскому разведчику - Эрману, которому на протяжении 1954 года сообщил важные сведения о работе Министерства внешней торговли СССР и советских внешнеторговых объединений, передал скопированные нм в торгпредстве секретные документы, выдал четырех известных ему советских разведчиков и, таким образом, нанес серьезный ущерб интересам Советского государства.
Когда это все вскрылось, Чернов был отозван в Советский Союз и осужден к длительному сроку лишения свободы.
Как говорится: «Коготок увяз — всей птичке пропасть!». Но почему-то именно на эти грабли чаще всего наступают.
(Источник: Н. Жуков, В. Акимов)