Венгры преподнесли сюрприз, сняв один из лучших хорроров последних лет. Точнее, целых два сюрприза: то, что хоррор получился реально приличным, и то, что он получится именно у венгров, которые прежде не были замечены ни в чем таком.
Двигателем сюжета является специфический фотожанр - post mortem, прочно вошедший в обиход сразу после изобретения дагеротипа. Коротко говоря, это фотосессия с покойником или даже покойниками, если смерть основательно махнула косой. В ХХ столетии мрачноватый жанр запечатления человека с его помершими близкими сошел на нет.
Альбом с мертвецами уже фигурировал в классическом хорроре Алехандро Аменабара "Другие" 2001 года. В киноленте Петера Бергенди тема получила достойное развитие.
Фильм начинается со сцены боя, довольно невзрачно снятой. Первая мировая война в разгаре (в "Других" тоже идет война, но остается за кадром). Главный герой, немец по имени Томас, получает осколочное ранение и отправляется на тот свет. Но возвращается обратно. Он видел призраков. Теперь Томас знает, что есть жизнь после смерти.
Настали мирные времена, но Томас не желает расстаться со смертью, своим посмертным опытом. Точно так же, как убийцу тянет обратно на место преступления, а контрактника обратно на фронт, Томаса тянет к мертвечине. На хлеб надо как-то зарабатывать, и он таскается по европейским городам и весям со своим "смертельным" балаганом.
Пока его коллега рассказывает о своем опыте посмертия, почерпнутым из рассказов Томаса и многое присочинив, Томас фоткает безутешных родственников и их мертвых близких. Бизнес, в целом, процветает, поскольку война закончилась, а беды и напасти - нет: по миру шествует эпидемия испанского гриппа.
В одном из городков бывшей Австро-Венгрии Томас получает крупный заказ: деревня, в которой идет в буквальном смысле падеж сельчан, предлагает ему приехать и сфоткать покойников оптом. Как говорится, предложение, от которого нельзя отказаться.
К тому же Томаса интересует встреча с запредельным, призрачным миром. Он приезжает - и понимает, что попал в точку. Деревня в буквальном смысле осаждена призраками...
В фильме мастерски нагнетается напряжение, в ряде сцен присутствует почти "хичкоковский" саспенс. Трюки и приемы - давно известны, заезжены в многочисленных фильмах про призраков и проклятия, но Петер Бергенди владеет этим арсеналом в совершенстве. Недаром "Пост Мортем" официально номинировался на "Оскар" в 2021 году.
А свежести всей этой зловещей кутерьме придает колорит вымирающего венгерского села посреди зимы - весь этот белый иней на сухих ветках, изгородях и крышах, беленые стены чистых деревенских домов и множество бледных мертвецов в белых саванах. Одно слово: погребальная красота!
Оценка: 7,5 из 10.
Режиссер: Петер Бергенди
Сценарий: Пирош Занкаи, Габор Хеллебрандт, Петер Бергенди
Оператор: Андраш Надь
Композитор: Аттила Паксэй
В ролях: Виктор Клем, Фружина Хаис, Юдит Шелль, Андреа Ладани.
#post mortem #фотосессия #фотография #мертвецы #призраки #посмертный опыт #оценка 7,5 #2020 год кино #село #венгрия
Смотрите фильм в моей группе Вконтакте и подписывайтесь - https://vk.com/video-31590471_456239033