Найти тему
HISTORY BUFFS

Как выброшенный кусок мрамора стал самой известной статуей в мире

В начале 16-го века Опера дель Дуомо — комитет чиновников, отвечающий за украшение и содержание Флорентийского собора, — имел в своих руках хитрый незавершенный проект. В документе 1501 года говорится о массивной, едва начатой статуе «некоего человека из мрамора, по имени Давид, плохо выложенного и положенного на спину во дворе». Камень был остатком многолетнего декоративного проекта: в 1408 году комитет решил украсить линию крыши вокруг купола собора массивными статуями библейских пророков и мифологических персонажей. Первыми двумя, установленными в начале 15 века, были статуя Иисуса Навина, вылепленная Донателло из терракоты и выкрашенная в белый цвет, чтобы она выглядела как мрамор, и статуя Геракла, созданная одним из учеников Донателло - Агостино ди Дуччо .


Статуя Давида , библейского героя, победившего великана Голиафа, была заказана в 1464 году. Заказ был сделан Агостино, и для этого проекта в каменоломнях Каррары в Тоскане, Италия, была извлечена огромная плита мрамора. По неизвестным причинам Агостино отказался от проекта, проделав лишь небольшую работу, в основном черновую обработку ног.


Другой скульптор, Антонио Росселлино , был нанят для выполнения проекта в 1476 году, но почти сразу отказался, сославшись на низкое качество мрамора. (
Современный научный анализ мрамора подтвердил, что он действительно посредственного качества.) Массивная плита, оставшаяся без скульптора, но слишком дорогая, чтобы ее выбрасывать, пролежала в непогоде четверть века.

В 1501 году была предпринята новая попытка найти скульптора, который смог бы завершить работу. Выбор упал на 26-летнего скульптора
Микеланджело , которому дали два года на его завершение. В середине сентября 1501 года молодой художник приступил к работе над плитой. Воскрешая фигуру Давида в ходе чудесного процесса, который художник и писатель Джорджо Вазари спустя некоторое время назовет "возвращением к жизни того, кто был мертвым."

В 1504 году, когда Микеланджело закончил свою работу, флорентийские чиновники пришли к выводу, что статуя слишком тяжелая, чтобы ее можно было разместить на предполагаемом месте на крыше собора. Комитет художников, в который вошли Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи , собрались и решили, что статуя должна быть размещена у входа в Палаццо Веккьо во Флоренции. В 1873 году он был перенесен в Галерею Академии во Флоренции, а на прежнем месте была воздвигнута копия.

Есть несколько эстетических аспектов статуи Давида, которые могут быть связаны с мучительным процессом, в ходе которого она была заказана и создана. Фигура, хотя и мускулистая, но стройнее, чем тела бодибилдеров, характерных для других работ Микеланджело. Это может быть связано с тем, что мраморная плита была узкой, поскольку ее вырезали с учетом более тонких статуй эпохи Донателло и Агостино.

Отсутствие традиционных принадлежностей Давида, меча и отрубленной головы Голиафа, может быть связано с тем, что не было места, чтобы вырезать их в глыбе мрамора, или, возможно, потому, что они были бы незаметны, когда статуя была установлена на крыше собора. Точно так же непропорционально большая правая рука Давида и заметное выражение лица могли быть преувеличены, чтобы зрители издалека могли их рассмотреть.