Разговоры о том, что Путин спас Россию от кошмара 90-х, построил какую-то принципиально новую общественно-политическую модель в нашей стране, приходится слышать, отнюдь, не только от охранителей на зарплатах, но и от одураченных ими людей. Согласно растиражированному пропагандой мифу: Путин стабилизировал экономику, изгнал (или хотя бы приструнил) олигархов, и конечно же, неустанно борется с мировым гегемоном в лице США. Но какова на самом деле сущность российской экономики начала 21-го века, в условиях которой нам приходится жить.
Дефолт 1998, как начало новой эпохи
Пожалуй, я начну свое повествование с переломного момента в истории постсоветской России - кризиса 1998 года, который поменял многое. К 98-му году вся экономика страны была поделена главным образом между 7 финансово-промышленными олигархическими кланами, которые решительным образом влияли на политическую линию руководства страны. Борис Березовский очень метко обозвал такую систему "семибанкирщина". Конечно, таких групп было значительно больше, но лакомые кусочки советской промышленности достались названным олигархам. Пробежимся по ним:
- Борис Березовский - Логоваз, Объединенный банк, Сибнефть, Аэрофлот, ОРТ, ТВ-6, Независимая газета и Огонек
- Михаил Ходорковский - банк Менатеп, холдинговая компания Роспром, Юкос, а также активы в пищевой, металлургической, химической и деревообрабатывающей промышленности
- Михаил Фридман - Альфа-банк, Тюменская нефтяная компания и компании химической, пищевой, стекольной, строительной промышленности
- Владимир Гусинский - Мост-банк, НТВ, Эхо Москвы, газета Сегодня, журнал Итоги
- Владимир Потанин - ОНЭКСИМ банк, Норникель, Сиданко, газеты Известия и Комсомольская правда
- Александр Смоленский - СБС-Агро, газета Коммерсант и несколько журналов
- Владимир Виноградов - Инкомбанк, совладелец сталелитейного Магнитогорского металлургического комбината и Самарского металлургического комбината
Но тут приходит кризис 1998 года, который внес некоторые корректировки в эти расклады. Сам механизм дефолта я подробно расписывать не буду, только в кратце отмечу, что произошел этот дефолт из-за спекуляций на рынке государственных краткосрочных облигаций, из-за общего падения промышленного производства в 90-е годы, что было помножено на резкое падение мировых цен на нефть.
Августовский дефолт очень сильно ударил по финансовому сектору, приведя к массовому банкротству банков. Значительная часть из финансово-промышленных групп "семибанкирщины" потеряла былую мощь. На плаву удерживались лишь те олигархи, которые имели в своей собственности активы крупных промышленных предприятий и сырьевых компаний. Дефолт завершил эпоху так называемого "дикого" капитализма в России. Закончился период, в который новоявленные олигархи за короткий срок сколачивали свои финансовые империи и перераспределяли между собой советское наследие. Наступил новый этап - стабилизация.
"Период стабилизации"
Вероятнее всего, большая часть народившегося правящего класса осознала, что по старому жить больше нельзя, так как собственность и так уже поделена, и рынок нуждался в стабилизации в меру жестком арбитраже. Старый, отживший свое и выполнивший свою историческую миссию по уничтожению советской экономической модели Борис Ельцин не подходил на эту роль, а поэтому начались поиски преемника.
Наиболее очевидным кандидатом на пост президента в 1999 был Евгений Примаков - глава единственного постсоветского правительства, чья политика координально отличалась от всех остальных. Путем введения госрегулирования Примаков начал выведение страны из кризиса, чем снискал популярность в народе. Но Примаков оказался слишком лево-центристской фигурой, что не устраивало ряд олигархических кланов, поэтому жребий пал... ну вы сами знаете на кого:-)
К слову, экс-кгбшник Путин, вопреки мантрам охранителей, все 90-е годы работал строго по канонам ельцинских времен, причем, временами он оказывался на самой передовой:
Тезис о том, что Путин в 90-е мог ошибаться, но затем решительно отмежевался от персонажей тех времен, также в корне не верен. Во-первых, как мы увидим далее, большинство олигархов ельцинских времен благополучно перекочевали в путинскую элиту. Во-вторых, сам Владимир Владимирович не скрывает пиетета перед реформаторами из 90-х. Вот, например, его слова на смерть Гайдара:
"Кончина Егора Тимуровича Гайдара - тяжелая утрата для России, для всех нас. Не стало настоящего гражданина и патриота, сильного духом человека, талантливого ученого, писателя и практика. Не каждому государственному деятелю выпадает возможность служить Отечеству на самых переломных этапах его истории, принимать ключевые решения, которые определят будущее страны. Егор Тимурович Гайдар достойно выполнил эту сложнейшую задачу, проявив лучшие профессиональные и личные качества. Он не стал уклоняться от ответственности и в самых непростых ситуациях с честью и мужеством "держал удар". Светлая память о Егоре Гайдаре навсегда останется в сердцах его родных и близких, - всех, кто знал этого замечательного человека."
Владимир Владимирович Путин
Так-с, вернемся к задачам, которые стояли перед властью в 2000 году. Передача власти имела не просто формальный характер, за ней стояло изменение расклада сил в российской политической системе. Российский капитализм формировался на волне развала всех государственных структур, включая силовые институты в лице армии и спецслужб. Передел собственности и рынков привел к резкому взлету преступности и национального сепаратизма. С момента поражения России в Первой чеченкой войне, чеченская проблема становится ключевой для российской власти.
По подсчетам социолога Крыштановской, в 2004 году доля силовиков в путинской элите достигла 24,1%, доля силовиков в ельцинской элите в 1993 году составляла 11,2%, а к 2008 году доля силовиков выросла до 42,3%. Причем, силовики были рассеяны по всему государственному аппарату, часто выступая замов в ключевых министерствах, осуществляя контроль над деятельностью высших чиновников. Британский марксист Саймон Пирани пишет в одной из своих книг:
"Силовики привнесли в Российское государство не угрозу всеобщей национализации советского типа и тоталитаризма, а советские методы управления и контроля для нужд нового класса российских капиталистов 21 века."
Саймон Пирани
Время разбрасывать камни сменилось временем их собирать, и тут силовики и ужесточение вертикали власти были закономерными рычагами. Однако, когда отечественная капиталистическая экономика стабилизировалась, то силовики никуда не делись, а до сих пор занимают свои теплые кресла. В результате усиления роли силовых структур в госаппарате, гражданская и военная бюрократия попытались увеличить свое экономическое и политическое влияние, став из бесхребетного инструмента в руках олигархов их партнерами в рамках правящего класса. В кризисной ситуации конца 90-х годов олигархи пошли на компромисс с частью государственной бюрократии и силовиками. Таким образом, в конце 90-х годов формируется 2 части нового российского правящего класса: силовики и гражданская бюрократия. Саймон Пирани справедливо замечает:
"Государство дисциплинировало олигархов в интересах класса собственников в целом и вернуло себе функции, потерянные в хаосе 1990-х годов. Государственная власть - не самоцель, а средство управления постсоветским российским капитализмом и его интеграции в мировую систему."
Саймон Пирани
Союз олигархии, силовиков и бюрократии не является чем-то уникальным для стран периферии и полупериферии, достаточно вспомнить опыт Латинской Америки.
Приход ко власти Путина означал изменение отношения Кремля к олигархическим кланам. Гражданскую бюрократию и силовиков больше не устраивает правление "семибанкирщины", поэтому власть идет на заключение соглашений с одними представителями крупного бизнеса, чтобы "мочить" других.
Курс Путина на равноудаление олигархов от власти носил также пропагандистский характер, так как выражал в общественном настроении надежду на социальный реванш униженных и угнетенных за счет национализации собственности олигархов. Данные предположения подтверждает известный бывший кремлевский политтехнолог тех лет Глеб Павловский:
"Сам тогда будучи реваншистом, я видел ее коалицией реванша проигравших. Имея в виду группы, наиболее пострадавшие от реформ 1990-х и разрушения советских институтов, - врачей и учителей (бюджетников), армию, ФСБ, ученых, пенсионеров, домохозяек. Проигравшим надо было дать верный шанс государственного реванша, а не просто смазливого кандидата... К концу кампании из ставленника "семьи" кандидат превращается в знамя реванша всех социально проигравших России. Защитника стариков-пенсионеров, вождя обнищалой армии, кумира образованцев и домохозяек, лидера нарастающего большинства."
Глеб Павловский
И ведь до сих пор официальная пропаганда пытается представить Путина в этом качестве, хотя всем очевидно, что реальность далека от пропагандистских штампов.
Дело в том, что еще в самом начале своего первого президентского срока, Путин встретился, абсолютно официально, с представителями олигархии, понятное дело с теми кто хотел идти диалог, и заключил с ними соглашение. Новый политический расклад был закреплен на встрече Путина с 19 собственниками крупнейших компаний 28 июля 2000 года. Итогом стали неформальные соглашения, которые позже назовут "Пактом 28 июля":
- Олигархи больше не предпринимают непосредственные попытки лоббировать свои интересы через подкуп отдельных чиновников.
- Олигархи больше не должны в одиночном порядке предъявлять какие-то требования Кремлю, создаются постоянные площадки (РССП, Совет по предпринимательству при Правительстве РФ) на которых ведется совместное обсуждение экономической политики.
- Государство ликвидирует прогрессивную ставку подоходного налога, обмен на что олигархи больше не будут уклоняться от налогов.
- Кремль гарантирует сохранение итогов приватизации.
"Пакт 28 июля" и общий рост цен на углеводороды привели к резкому росту налогов от экспорта сырья за рубеж. Понятное дело, что, например, Ходорковский, Березовский и Гусинский хотели продолжать играть по старому, за что собственно и поплатились при молчаливом согласии остальных олигархов. В целом, договоренности были достигнуты, правящий класс консолидировался, а российский капитализм вступил в новую фазу своего развития.
Нефтяная игла российского капитализма
Новый этап не являлся отрицанием предыдущего, а являлся лишь объективным его продолжением. И на самом деле, тому, что так удачно сложился союз бизнеса, силовиков и гражданской бюрократии, а также последующий экономический взлет, обеспечил известный всем резкий рост цен на нефть.
Если мы заглянем в научную(!) статью Владимира Владимировича от 2000 года, то сразу увидим отношения будущего президента относительно экономического вектора развития страны:
"Российская экономика в XXI веке, по крайне мере в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу...
Наличие крупного природно-ресурсного потенциала России обуславливает ее особое место среди индустриальных стран. Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику."
Владимир Владимирович Путин. "Минерально-сырьевые ресурсы в стратегическом развитии российской экономики"
Не восстановление обрабатывающей промышленности, не доставание с пыльных полок нереализованных советских технологий, а банальная продажа ресурсов. И начиная с 1999 года такой подход становится путем наименьшего сопротивления.
Очень кстати для российской власти стало нежелание олигарха Ходорковского играть по достигнутым договоренностям и последующее дело ЮКОСа, которое только расширило возможности государства в плане получения денег от продажи нефти. Также, немаловажным фактором стала девальвация рубля, которая привела к резкому снижению цены на углеводороды внутри страны. Экспорт сырой нефти увеличился со 144,4 млн тонн в 2000 году до 260,3 млн в 2004 году. По официальным данным ВВП России давай следующие цифры роста:
- 2000 г. - 10%
- 2001 г. - 5,1%
- 2002 г. - 4,7%
- 2003 г. - 7,3%
- 2004 г. - 7,2%
- 2005 г. - 6,4%
- 2006 г. - 8,2%
- 2007 г. - 8,5%
- 2008 г. - 5,2%
- 2010 г. - 4,5%
- 2013 г. - 1,3%
- 2015 г. - падение на 3,7%
Определяющей причиной этого была возможность использования незагруженных основных промышленных фондов еще советских предприятий, а также значительного числа безработных. Средняя загрузка мощностей в промышленности: в 1998 году по 44 видам продукции составила 34,2%, в 2003 году по 82 видам продукции составила 46%, в 2008 году по 73 видам продукции составила 59,4%. К кризису 2008 года возможность использования незагруженных советских промышленных фондов была исчерпана, а уже использующиеся были сильно устаревшими.
Про "государственные" нефтяные компании
Тут кто-то мог закономерно воскликнуть: "Ты тут говоришь про капитализм какой-то, но ведь все нефтедобывающие компании в России государственные!". Опять, мы тут сталкиваемся с расхожим мифом про путинскую экономику: мифом о том, что при Путине большая часть экономики стала государственной, а, значит, капитализм у нас неправильный или его вообще нету(!?).
[Хруст пальцев] Давайте я вам покажу немного статистики. Начнем с размера бюджета, через который можно измерить глубину влияния государства на экономику:
В 2017 году в России отношение консолидированного бюджета к ВВП составило 34%, в страна ОЭСР (Объединении развитых экономик) в среднем показатель выше - 43%, а в целом ряде стран он вовсе выше 50%.
Если предположить, что в России происходит тотальная национализация, то, соответственно, должен расти объем активов находящихся у государства:
Но тут опять все не так. Доля основных фондов, находящихся в государственной собственности, сократилась с 27% в 2000 году до 23% в 2017 году.
И все же, в руках государства остаются крупные куски собственности: вся РЖД и Транснефть, половина Газпрома, Роснефти и Аэрофлота, треть Алросы, четверть Московской биржи и т.д. И на первый взгляд может показаться, что прибыль с владения столь значимыми активами идет на строительство больниц, школ, выплаты пенсионерам и т.д. Но нет! Заходим на сайт Минфина и видим:
Почти весь доход бюджета формируется налогами, а в укрупненном раскладе бюджетных доходов даже нет такой графа, как доходы от использования государственных активов(!).
Спасибо прочитавшим! Подписывайтесь на канал, ставьте "нравится", комментируйте и не болейте.