Когда узнала об этом фильме, с нетерпением ждала, когда его начнут показывать онлайн-кинотеатры. Побоялась смотреть на большом экране, зная, что фильм сложный и гнетущий, если не сказать депрессивный. Он, к слову, таким и оказался. Но не посмотреть его я не могла.
Помню публикации 1980-х годов в «Комсомольской правде» и других газетах о невероятной, поцелованной Богом девочке с ангельской внешностью и таким же мировосприятием. Ее стихи казались волшебством. До сих пор в памяти поразившие меня еще в то далекое время строки:
Жизнь моя — черновик,
На котором все буквы —
Созвездья.
Сочтены наперед
Все ненастные дни.
Жизнь моя – черновик.
Все удачи мои, невезенья
Остаются на нем,
Как надорванный
Выстрелом крик.
Я была в то время постарше Ники, и тоже пыталась чего-то слагать, но формулировать вот так — просто, воздушно и пронзительно — мало кому дано. Было интересно, как дальше раскроется потенциал этой столь щедро одаренной девочки. Но потом начались события 1990-х, стало совершенно не до стихов. Лишь спустя много-много лет я вспомнила это имя. И узнала в интернете о ее горькой судьбе.
Девочка, выпустившая в 8 лет первый сборник стихов, впоследствии переведенный на 12 языков, в 10 лет получившая «Золотого льва» за участие в международном поэтическом фестивале «Поэты и Земля» в рамках Венецианского биеннале, к 15 годам утратила популярность.
Она тяжело переживала потерю интереса к себе. Уже в старших классах начала вести «богемный образ жизни», в 16 лет уехала в Швейцарию на лечение к психиатру (который не преминул завести роман с несовершеннолетней пациенткой), по возвращении домой страдала алкогольной зависимостью, пыталась учиться во ВГИКе, в Московском институте культуры, но бросала. Подолгу нигде не работала, лечилась в психиатрической клинике. Трагически погибла в 27-летнем возрасте в мае 2002 года, выпав из открытого окна пятого этажа.
В 2018 году исследователь творчества Турбиной и близкий знакомый семьи Александр Ратнер опубликовал книгу «Тайны жизни Ники Турбиной». На ее основе был написан сценарий фильма «Ника», который сняла режиссер-дебютант Василиса Кузьмина.
«Стихи прилетают ко мне,
Как всадники на коне», — фильм начинается документальным кинофрагментом, где дивная девочка-вундеркинд проникновенно читает свои стихи. Затем мы видим второй фрагмент, где Нику представляет публике сам Евгений Евтушенко. И дальше мы видим уже 27-летнюю Нику, нервно-изломанную, как героини эпохи декаданса, с сигаретой застывшую у раскрытого окна за несколько минут до трагедии.
Ника, которой прочили великое будущее, повзрослев, живет вдвоем с мамой в Ялте, в тесно заставленной и крайне неряшливой однокомнатной квартирке. Мама малюет киноафиши днем и ночью, чтобы как-то свести концы с концами, прокормить себя и взрослую непутевую дочь. Все надежды похоронили 90-е, в которые с шумом ухнула страна. Не стало привычных способов заработка, и теперь приходится извлекать любую пользу из всего, даже из былой славы Ники.
Но общение с потенциальными спонсорами для ранимой и тонкой поэтической души — сплошное унижение. Стихи Ника писала, когда была маленькая и счастливая, а сейчас она несчастна. И желание окружающих мотивировать ее снова начать писать уже похоже на травлю. Каждый вопрос: «А сейчас пишете?» — как кинжал в тело. Особенно неугомонна в этом мама (Анна Михалкова). Ведь поражение Ники — это и ее разбитые надежды.
Фильм — это психологический слепок отношений в паре «мать — дочь». У них изначально созависимые отношения, недаром восьмилетняя Ника заявляла, что у нее с мамой одно сердце на двоих. Разочарованная мама настолько уязвлена, что ее проект под названием «поэт Ника» не сработал, что откровенно пытается поступать по пословице «с паршивой овцы хоть шерсти клок».
То, что Ника уже давно никакое не «солнышко» и не «гениальный ребенок», понятно всем, а маме — тем более, ведь вся «гениальность» девочки — это результат маминой работы, ее нездорового фанатизма и маленьких хитростей. Мама и сейчас продолжает манипулировать Никой.
Итог — разрушенная психика девушки, скандалы, эпатаж. Елизавета Янковская (внучка Олега Янковского, дочь Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры) потрясающа в этой роли, она передает все «эмоциональные качели» своей героини — и полное разочарование, проблески надежды, и накатывающее волнами отчаяние.
Актрисе прекрасно удалось создать портрет талантливого человека, чья жизнь была разрушена слишком рано свалившейся на ее хрупкие плечи известностью и последовавшим забвением.
Кадры из фильма с сайта Кино-театр.ру
А вы любите биографические фильмы?
#кино #кино круглый год #драмы #биографии #ника #елизавета янковская