Подумайте об острове Пасхи, и можно поспорить, что в первую очередь на ум приходят его культовые каменные монолиты. Но это не единственные массивные каменные скульптуры на отдаленных тихоокеанских островах, которые веками очаровывали и озадачивали археологов, антропологов, исследователей и путешественников.
Почти в 7600 милях дальше на запад, на северной стороне экватора, лежат Северные Марианские острова, где пейзаж усеивают каменные столбы латте. Хотя уникальные доисторические памятники встречаются по всей Океании, каменные латте больше нигде не встречаются.
Территория США Гуам является центральным элементом этой группы древних вулканических островов, где камни латте стали современным символом местной культуры чаморро, олицетворяющей силу и самобытность.
Латте состоит из двух твердых частей: колонны («халиги» на языке чаморро) и замкового камня в форме чаши с плоской вершиной («таса», скорее всего, от испанского taza для чашки или чаши). Высота колеблется от 2 до 10 футов, самый высокий из сохранившихся находится на соседнем острове Тиниан и имеет высоту 15,7 фута.
Столбы и замковые камни часто различаются по форме, материалу и размеру. Некоторые сделаны из добытого известняка, вулканической породы или конгломератов, в то время как другие сделаны из грубых плит, кораллов или валунов, окруженных водой.
ЛАТТЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЛЮДИ ЧАМОРРО
Первоначально использовавшиеся коренным народом чаморро в качестве опор для жилья, эти постройки часто упоминаются в некоторых справочных изданиях как «касас-де-лос-антигуос» (дома древних) .
Столбы обычно устанавливались в два параллельных ряда вокруг прямоугольного пространства парами по шесть, восемь, десять, двенадцать или четырнадцать столбов.
В новой книге доктора Келли Марш и Джоли Листон «Латте на Марианских островах: сообществом и для сообщества» отмечается, что предки народа чаморро прибыли на Марианские острова около 4000 лет назад.
Но до появления латте прошло еще 2700–3100 лет. Они использовались около 700 лет.
В писаниях 1500-х и 1600-х годов сообщалось, что дома часто устанавливались на вершинах колонн, а пространство под ними было местом, где изготавливались и хранились традиционные каноэ, называемые «проа», или где проходили общественные собрания.
Другие постройки для приготовления пищи, сна и других целей были сделаны из дерева с соломенными пальмовыми листьями или травяными крышами и стояли на земле.
Португальский исследователь Фердинанд Магеллан был первым европейцем, прибывшим на Гуам 6 марта 1521 года от имени Испании. Сорок четыре года спустя Гуам был провозглашен Испанией, что навсегда изменило культуру чаморро.
Согласно археологическим исследованиям, употребление латте прекратилось примерно во время испанской колонизации. Авторы Келли и Листон отмечают:
«Латте пережил некоторые из самых травмирующих периодов нашей истории, такие как прибытие испанцев на наши берега, чтобы обратить то, что они считали потерянными душами коренных народов, ведущих языческий образ жизни. Эта миссионерская деятельность запрещала многие из наших культурных обычаев и обычаев».
Как и многие мегалиты на островах Тихого океана, значение латте со временем утеряно, а их священность остается спекулятивной.
Однако некоторые исследователи считают, что они могли быть связаны с поклонением предкам, поскольку чаморро хоронили своих умерших между камнями и по обе стороны дома, создавая таким образом священное пространство.
ЛАТТЕ ИМЕЕТ ГЛУБОКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Посетителей Марианских островов сегодня просят не прикасаться к немногим оставшимся камням и уважать их историческое и культурное значение.
«Присутствие предков очевидно в самих камнях, и эти священные места имеют решающее значение для нашего дальнейшего существования и процветания как коренных народов», — отмечают Келли и Листон.
Камни латте и их символика используются по-разному: от конкретных репродукций, которые можно увидеть в правительственных зданиях, поддерживающих знаках и автобусных остановках, штампах на документах, обведенных на дорожных указателях, отмеченных на почтовых марках и даже на почтовых марках 2009 года. Кварталы США на Гуаме и Северных Марианских островах.
Посетители Гуама могут увидеть восемь из этих древних мегалитов в парке Латте Стоун в Хагатне, столице острова.
Камни были перенесены в парк в 1950-х годах, и сегодня они являются одним из семнадцати участков вдоль двухмильной «пешеходной тропы наследия Хагатны», которая начинается в форте Санта-Агеда, единственном сохранившемся форте испанской эпохи в Хагатне, который датируется 1803.
Хотя Гуам остается центром древней культуры чаморро и имеет две американские военные базы, он также является домом для большой филиппинской общины.
Смешайте микронезийские, корейские, японские и тайские блюда, добавьте щепотку мексиканских и две горсти испанских, хорошо перемешайте, и вот вам культурный котел Гуама.
Отличный дайвинг на окружающем рифе, малолюдные пляжи, водные виды спорта, пешеходные маршруты для всех уровней и возрастов, исторические места, включая Национальный исторический парк войны в Тихом океане и испанский форт Нуэстра-Сеньора-де-ла-Соледад (ок. 1810 г.), музей Гуама. это наполнено образовательными экспозициями истории и культуры острова, и многое другое ждет посетителей этого тихоокеанского рая.