Найти тему
Мир глазами историка

Советская бесовщина

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Коллаж автора из фото в свободном доступе
43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдяъ, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
(Мф. 12, 43-45)

Во всяких чертей советскому человеку верить не полагалось, хоть черти регулярно и появлялись на страницах сатирического журнала "Крокодил". Те самые, которых традиционно изображали со свиным рылом, рожками, копытами и хвостом. Зато другого облика чертей вполне хватало в советском информационном пространстве. В достаточно материально обеспеченные десятилетия строительства МТБ коммунизма даже вполне верным официальной линии сухой атеизм из учебников наскучил. И вот здесь с новой силой актуализировался интерес ко всему загадочному, отдающему мистикой. Наверняка очень многие помнят сюжетную линию в фильме "Любовь и голуби" (1984), когда главный герой Василий (в исполнении Александра Михайлова) был зачарован рассказами Раисы Захаровны (Людмила Гурченко) про всевозможные загадочные явления, которым академическая наука не может дать удовлетворительного объяснения. Про телекинез, например.

— Она взяла ботинок, обыкновенный ботинок. Вот так приподняла его за шнурок и отпустила, а ботинок так и остался висеть в воздухе.
— Раиса Захаровна, а как это?
— Телекинез. Движение предметов при помощи взгляда. Сейчас это явление широко изучается специальными экстрасенсными лабораториями. Разумеется, пока на неофициальных началах. Но ведь генетику тоже не признавали. Помните?

Про так называемую филиппинскую медицину.

— Говорит: "Не можете терпеть?". Говорит: "Не могу".
— Так и говорит?
— "Попробую Вам помочь". Привёл её в свой кабинет, раздел, положил на стол. А потом голыми руками без всяких острых предметов раздвинул (там у них какие-то секреты есть: кожа сама разошлась). "Вам не больно?" — спрашивает. "Нет, очень хорошо". Вынул все внутренности и в таз. Там промыл их чуть ли не щёткой, прополаскал.
— Ёшкин кот! Ага.
— Угу! Хрясть! И всё, что болело — в мусорное ведро.
— А чё, наши-то, ещё не умеют?
— Хм! Это же специфическая филиппинская медицина.

Про НЛО и инопланетян.

— 16 гуманоидов нашли на месте аварии. Небольшого роста, в среднем метр двадцать. Зелёного цвета. Бесполые. Знаете, такие мудрые грустные глаза...
— А Вы чего их видели, Раиса Захаровна?
— Видела?! Хэ-хэ. Их никто не видел. Минуту полежали на солнце и растаяли.
— Да?
— Да! Превратились вот в такие 16 пятнышек. Только об этом ни-ни. Это ж военная тайна.
— Понял. Могила.
— И наши, и американцы скрывают, а сами давно уже общаются с ними.
— С кем?
— С пришельцами, с гуманоидами. Уже точно установлено, что люди произошли от них. Это так, в учебниках для конспирации договорились писать, что от обезьян. Хо-хо, дичь какая-то.

Ну и, само собой, про деятельность экстрасенсов и модную среди некоторых странных личностей тему общения со вселенной.

— Я Вас с ней обязательно познакомлю. Только ни-ни.
— Не-не, могила. Ага.
— А то как только экстрасенса выявляют, его же сразу на учёт ставят. Он тогда работает в государственном масштабе, провидит, что происходит за рубежом.
— Вон чё...
— Чуть что правительство к экстрасенсу обращается. Экстрасенс делает запрос в Космос: "Там мол и так, мол как?". Через астральные тела приходит ответ и только после этого правительство решение принимает.
— Да?
— Да. Но это же губительно для экстрасенса, нервная система не выдерживает.
— Ну так ещё бы, каждый день за правительство думать.
Раиса Захаровна рассказывает Василию про телекинез, попутно набирая разные номера газет. Скриншот кадра из фильма "Любовь и голуби" (1984)
Раиса Захаровна рассказывает Василию про телекинез, попутно набирая разные номера газет. Скриншот кадра из фильма "Любовь и голуби" (1984)

Ну и ещё про многое из того, что советская пресса тоже публиковала, хотя и и не в таком объёме как постсоветская. Кстати, Раиса Захаровна любит читать газеты, на курорте она покупает их все подряд, дома после обеда перечитывает, и Василию при их встрече на курорте рассказывает, что про экстрасенсов и прочие тайны "сейчас все газеты пишут". Кстати, посоветовала ехать на курорт Раисе Захаровне её экстрасенс, которая "провидит будущее".

"Саша, так Вы ж телепат!". Скриншот кадра из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965)
"Саша, так Вы ж телепат!". Скриншот кадра из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965)

Первое, что восклицает героиня гайдаевской кинокомедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965) студентка политеха Лида (в исполнении Натальи Селезнёвой), когда любимый герой режиссёра Леонида Гайдая незабвенный Шурик (играет Александр Демьяненко) сообщает, что к изумлению обоих всё в её квартире ему знакомо.

— Саша, так Вы ж телепат. Вольф Мессинг.

Замечательный фильм Александра Меньшова, не менее замечательный фильм Леонида Гайдая — это, конечно, комедия и всерьёз относиться ко всем усвоенным заблуждениям одинокой женщины Раисы Захаровны или восклицаниям студентки Лиды не стоит. Но... хотя это всё и просто шутка в целях построения сюжетной линии, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

А в советской прессе действительно посвящалось Конечно, весь этот оккультный материал подавался как "сеанс магии с обязательным разоблачением". Но, однако,"разоблачения" в большинстве случаев как раз и не происходило. Происходило изложение научно-обоснованных версий, которые часто скорее свидетельствовали о бессилии науки, чем о разрешении загадки. Так что интерес ко всякой эзотерике только разжигался.

Загадочные фигуры в Латинской Америке, видимые только с высоты птичьего полёта. Публикация под рубрикой "Антология таинственных случаев". Скриншот страницы номера журнала "Техника молодёжи"
Загадочные фигуры в Латинской Америке, видимые только с высоты птичьего полёта. Публикация под рубрикой "Антология таинственных случаев". Скриншот страницы номера журнала "Техника молодёжи"

Считать, что одной из основ советской идеологии и культуры был этакий уверенный в себе интеллектуальный атеизм было бы в корне не верно. Атеизм был, спору нет. Даже назывался научным атеизмом, как, впрочем, и все остальные составляющие советского варианта марксистской идеологии носили эпитет научности или с намёком на научность. Только вот подлинной научности во всём этом почти не было. Кстати, атеизм переводится точнее как отрицание божественного как протест, а не как научно обоснованный отказ от религиозной картины мира.

Публикация под рубрикой "Антология таинственных случаев". Скриншот страницы номера журнала "Техника молодёжи"
Публикация под рубрикой "Антология таинственных случаев". Скриншот страницы номера журнала "Техника молодёжи"

Иностранных в полном смысле слова публикаций до советского читателя практически не доходило, потому к оккультному он приобщался через советскую публицистику. И не просто приобщался, а зачастую объединялся с единомышленниками в неформальные сообщества. К началу Перестройки советский обыватель в массе своей готов был принять и "психотерапевта" Анатолия Кашпировского, и экстрасенса Алана Чумака, и тоталитарную секту Белое братство. Более детально как проявлялось советское бесопоклонство на разных направлениях в следующих публикациях.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.