В предыдущей статье мы рассуждали о том, стоит ли применять технологии в обучении. Здесь же мы хотели бы подробнее остановиться на том, как именно можно использовать прогресс на благо образования — прежде всего, школьного, но не только...
Дистанционное обучение
Все узнали, что это такое, в 2020–2021 годах, когда школы то и дело уходили на удалёнку, а потом целые классы сажали на карантин из-за одного чиха. Но на самом деле дистанционка бывает другой — качественной, хорошо организованной. В России действует немало школ, которые обладают большим опытом в онлайн-образовании.
Пожалуй, можно выделить два основных направления в онлайн-образовании: онлайн-занятия с педагогом в прямом эфире (индивидуально или в группе) и обучение по предварительно записанным видеоурокам. В первом случае из преимуществ можно выделить живость и эффект присутствия. Однако талантливых, харизматичных, профессиональных педагогов на всех не хватает, а избежать ошибок в результате человеческого фактора становится невозможно: опоздания, плохое настроение, беспорядок в чатах и многое другое.
В то же время видеоуроки позволяют учиться без какой-либо привязки к расписанию — учитель не подведет. Материал можно подать максимально качественно, с использованием графики и видеовставок. Видео можно смотреть в ускоренном или замедленном режиме, ставить на паузу, пересматривать. Хотя, объективно говоря, со временем видеокурс может устареть, а производство качественных уроков требует вложений, времени и сил.
В Домашней школе «ИнтернетУрок» можно получить полное среднее образование с 1 по 11 классы дистанционно. Обучение проходит по собственной библиотеке видеоуроков по всем темам и предметам школьной программы. Такой режим позволяет учиться по собственному расписанию и из любой точки мира, что подойдет юным дарованиям, спортсменам, путешественникам, семьям из регионов с перегруженными или малокомплектными школами, детям с конфликтами в школе и многим другим.
Образовательные платформы
Сейчас можно найти платформу на любой вкус и цвет, с любым функционалом, для использования учениками, учителями, родителями или целыми классами. У ИнтернетУрока своя библиотека видеоуроков по всем предметам школьной программы с конспектами, тренажёрами и тестами.
Другие полезные функции, которые можно найти у разных платформ, — составление собственных интерактивных заданий или распечаток, интерактивные онлайн-доски, облака слов, групповые и индивидуальные онлайн-занятия с демонстрацией экрана и многое другое. Учиться можно в любом режиме, составе и с использованием любых методик.
Но не советуем слишком увлекаться: в этом разнообразии легко запутаться, поэтому одновременно стоит пользоваться только парой-тройкой платформ максимум.
Интеллектуальные состязания
Онлайн проводятся многие конкурсы и даже олимпиады. С одной стороны, есть викторины, которые нацелены исключительно на простую любознательность и проверку своих знаний — всевозможные диктанты, как, например, широко известный Тотальный диктант.
С другой стороны, некоторые серьезные олимпиады проводят как минимум отборочные туры дистанционно, чтобы дать возможность большему количеству участников побороться за выход в основные туры.
Прокторинг
Это система, которая позволяет отслеживать добросовестность выполнения заданий дистанционно. Можно выделить 3 основных вида: живой, автоматический и гибридный. В первом случае за действиями участника в онлайн-режиме через веб-камеру следит проверяющий — проктор. Во втором, соответственно, для этих целей используется программное обеспечение, которое фиксирует посторонние шумы в помещении, нахождение других людей, открытие других вкладок в браузере и так далее.
Гибридный вариант прокторинга оптимален, ведь он позволяет избежать ошибок как со стороны человека, так и со стороны программы. Но при этом он же является наиболее затратным. Поэтому иногда используется автоматический прокторинг, а в случае выявления нарушений и возникновения сомнительных ситуаций запись с экзамена пересматривает живой человек, который и принимает решение о добросовестности работы.
Использование прокторинга очень полезно при проведении вышеупомянутых олимпиад и онлайн-соревнований, а также для сдачи серьёзных экзаменов — некоторые вузы принимали зачёты и экзамены в рамках сессий во время дистанционного обучения.
VR/AR
Технологии виртуальной реальности и дополненной реальности (англ. virtual reality и adjusted reality) в последние годы привлекают много внимания. В VR можно изучать физические свойства объектов, передвигать предметы и перемещаться самому, рисовать, конструировать — и всё это своими руками, ногами, глазами! AR позволяет со всех сторон рассматривать 3D-модели атомов и галактик, животных и растений, и это гораздо лучше для познания, чем маленькая плоская картинка в бумажном учебнике.
Хотя пока что шлем виртуальной реальности остаётся довольно дорогой игрушкой, но зато дополненную реальность можно попробовать уже практически с любого смартфона: стоит навести камеру, отсканировать область рядом с собой, и телефон сам выведет изображение предмета. Попробуйте на смартфоне загуглить ежа — Google предложит вам рассмотреть его со всех сторон :)
Образовательные игры
Продолжая тему образовательного ПО, нельзя не упомянуть о программах, которые в познавательной или развлекательной форме знакомят игроков с различными явлениями и процессами.
Уже существуют и активно развиваются программы для проведения виртуальных лабораторных работ по химии и физике. Конечно, никакая программа не заменит возможность поработать в реальной лаборатории, но такая есть далеко не в каждой школе и не в каждом городе. Виртуальный аналог обойдётся в разы дешевле реального оборудованного класса и позволит всем желающим провести любые опыты без какого-либо риска. И убирать за собой не нужно :)
А в Minecraft даже школьные учителя в разных странах проводят уроки, например, иностранного языка: в игровой форме знания усваивать легче.
***
Перечислять способы использования технологий в обучении можно очень долго, и одной статьи нам не хватит. Помогите в комментариях: какие способы знаете вы?