Найти тему
Андрей Сталк

Аэроплан

"Аэроплан", 1980, США
"Аэроплан", 1980, США

От винта

По утрам пролетает тут и там

Старый мой аэроплан по свету.

Бобби был примерным мальчиком, на скрипке полечку играл, потом играть уже стал во дворе в орлянку и покатился. Разумеется, хороших мальчиков двор в завсегдатаев СИЗО за вечер не переделывает. Сначала посиделки за анекдотами, потом девочки с липкими губами. Потом пивко, ну ты же мужик, а давай залезем, а давай рога потшибаем, а чё он в натуре, заглотни – штырит. И дальше всё, взатяг. Не до романтических обнимашек и приятного адреналина нарушения взрослых запретов, а просто ежедневная беспросветная грязь пошлости.

У американской пародийной комедии «Аэроплан» очень много поклонников. Тысячи зрители и сейчас нет-нет, да и поностальгируют на то, как раньше хорошо снимали, не то, что сейчас. Особенно теплые слова выходят у тех, кто впервые познакомился с шедевром трио Цукер-Цукер-Абрахамс в раннем пубертальном возрасте, сразу после обязательных просмотров серий «Гостьи из будущего». Как задорно вытанцовывает в кабаке пилот в белоснежной форме. Как не толерантно обвешали пейсатой волосней кабину израильского лайнера. И Лесли Нильсен такой молодой, и озорное кино впереди. Вот только «Аэроплан» сменился «Голым пистолетом раз-два-три», а потом «Супергеройским кино», а вбок поперли «Американские пироги», Сэндлеры со Шнайдерами. В-общем, «Знакомство со спартанцами» и прочий «Нереальный блокбастер». И сланцевые ассенизаторские установки всё бурят и бурят этой слой без остановки.

Ну что же, любую идею грязные коммерческие лапы киноделов споганят и не почешутся. Вот только и мальчик Бобби первоначально, видать, с червоточинкой был. Глубокой, неисправимой. Конечно, чёрная комедия изначально предназначена для щекотания не самых моральных чувств. Не мы такие, человечество такое. Ну нравится ему глядеть, как наворачивается со скейта самоуверенный подросток, не говоря о пресловутой банановой кожуре. Можно и про смерть пошутить, не говоря уже про искусственные общественные запреты. Картофель фри, конечно, не куриные котлеты де-воляй, но иногда хочется, правда? Вот только расписывать вкусовые достоинства фастфудного блюда, все равно, что восторгаться ароматом портвейна 777 советского лавочного разлива.

Вот вынесем за скобки радость от первого знакомства с киношной нетолерантностью. Чем восторгаться в «Аэроплане»? Оригинальным сюжетом – самолет взлетел и сел? Забавными сценками? Вот, например, стюардесса поёт трогательную песенку серьезно больной девочке, раз за разом выдергивая из её вены катетер, так же забавно смотреть на её предсмертные муки, обхохочешься, правда? Или, может, через десятилетия зрители несут в душе светлый образ надувных резиновых пилотов? Какая тонкая финальная режиссерская находка, самолет без шасси взмывает в титры, не находите. Наверное, тонкая игра актеров запала в душу. Ведь прочувственно спародировать надо суметь. Кто у нас там в касте? Карим Абдул-Джаббар, шестикратный чемпион НБА в роли второго пилота. Пресловутый Лесли Нильсен, постоянно желающий удачи. Главгерой Роберт Хейс, чьё высшее достижение за карьеру – диснеевская «Дорога домой».

Впрочем, эти и другие попытки разобраться сходны с критикой первой плотской любви в подвале многоэтажки. Как ни доказывай, что бывают и постели помягче, и девушки более тургеневские, все равно память о гормональном всплеске задушит все доводы. Так и знакомство с первыми сальными гэгами на грани фола побьёт джокером все другие козыри. В свое время в Америке «Аэроплан» отбился по бюджету в десятки раз. Так что теперь удивляться самому лучшему кино по все стороны океанов. Мальчик Бобби стал мошенником и плутом. Не без вашей ностальгической любви.

#Цукер #Абрахамс #Лесли нильсен #Абдул-джаббар #Американская комедия