В РГАЛИ хранится выборочный список, состоящий из 31 фамилии, студентов Литературного Института Союза Советских Писателей, ушедших в ополчение, и подписанный Г. Федосеевым, бывшим Директором Литинститута в 1941—1943 годах.
1. Наровчатов
2. Руднев
3. Воронько
4. Сучков
5. Хорьков
6. Луконин
7. Октябрьский
8. Медников
9. Траубе
10. Розанов
11. Ревунов
12. Ференс
13. Кульчицкий
14. Снесарев
15. Поляков
16. Шадур
17. Левский
18. Львовский
19. Репкин
20. Агронович
21. Ноздрин
22. Бауков
23. Строганов
24. Симуков
25. Лукин
26. Плотке-Данин
27. Израилев
28. Назаров
29. Рубинштейн (Рунин)
30. Кузнецов
31. Балаев
Четверо из этого списка с войны не вернулись: Федор Траубе, Михаил Кульчицкий, Александр Снесарев, Евгений Поляков. Для Михаила Луконина, Сергея Наровчатова, Платона Воронько это была вторая война. Они, находясь вновь в действующей армии, вместе с Федором Траубе, Евгением Аграновичем, Иваном Бауковым, Александром Яшиным входили в коллектив авторов сборника «Друзьям» 1943г. Михаил Луконин вспоминал: «…Мы съехались со всех концов страны в Литературный институт имени Горького. Сергей Смирнов из Рыбинска, Яшин из Вологды, Кульчицкий из Харькова, Михаил Львов с Урала, Майоров из Иванова, из Киева Платон Воронько. Потом из другого института перешли Наровчатов, Слуцкий, Самойлов.
Осенью 1939 года я привез в Москву Николая Отраду. Ходил с нами добрый и большой Арон Копштейн. Коридоры гудели от стихов, стихи звучали в пригородных вагонах, когда мы возвращались в общежитие.
Мы бушевали на семинарах Луговского, Сельвинского, Асеева и Кирсанова, сами уже выступали на вечерах и уже затевали принципиальные битвы между собой. Это была пора опытов, исканий, мятущаяся пора нашего студенчества, пора неудержимого писания и любви.
«Война с белофиннами!» * — грянуло над нами, и мы побежали в военкомат, добились своего: остриглись — и поехали в шатких теплушках на первую свою войну…
Было очень холодно и очень тяжело, но и тут, при случайных встречах, опершись на лыжные палки, мы читали друг другу стихи. Нас разбили по разным лыжным эскадронам, и мы виделись редко…
…Но вот 4 марта 1940 года Платон прибежал к нашему блиндажу, сбросил лыжи и горько сказал: «Нету Отрады и Копштейна. Вчера на озере в бою белофинны окружили взвод и кричали: „Сдавайтесь!“ Коля крикнул: „Москвичи не сдаются!“ — и бросился на них, ведя огонь. Взвод прорвался, вдали черной точкой на снегу виднелось тело Отрады. Арон посмотрел на всех своими добрыми глазами, сошел с лыж, взял ремень волокуши и пополз туда. Стреляли снайперы. Арон уже возвращался обратно, тащил Колю; пуля сначала обожгла ему плечо, другая попала в голову»…
*Финская кампания — 1939—1940 гг. (Советско-финская война, в Финляндии известна как Зимняя война) — вооружённый конфликт между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. В результате советско-финляндской войны была достигнута главная стратегическая цель, которую преследовало советское руководство — обезопасить северо-западную границу. Однако ухудшилось международное положение Советского Союза: он был исключён из Лиги Наций, обострились отношения с Англией и Францией, на Западе развернулась антисоветская кампания.
Сборник «Zа друзей» — это книга Победы, состоящая из нескольких тетрадей. Сборник подготовлен к майским праздникам 2022 г. выпускниками Литинститута как дань памяти нашим предшественникам писателям-фронтовикам, летописцам Победы.