Сегодня поговорим о проекте по поиску британских агентов влияния Underside. Я уже упоминала о нем, когда писала, что в него попал известный наш милый друг Игорь Минтусов - попал в качестве обслуживающего британские интересы.
С тех пор я на их сайт (не буду давать ссылку, сами найдете) не заходила. А вчера зашла и ахнула: оказалось, что у них так и идут потоком "расследования" про британских агентов. И что начался сайт еще в декабре, с публикации выложенных самими британцами, если я верно понимаю, документов о финансировании наших НКО.
Речь на этом сайте преимущественно идет об учениках и сотрудниках МШПИ-МШГП - Московской школы гражданского просвещения. Я о ней писала не раз. Вот, например
Я эту школу знаю, 10 лет назад я сама там училась, я ушла оттуда в том числе потому, что быстро поняла, что она напичкана сотрудниками разных разведок. Поэтому я слежу за публикациями Underside и сейчас встревожена ими, потому что они уже похожи на сталинскую шпиономанию, только вместо японских агентов ищут британских.
Но по порядку. Кратко: в этой школе я училась в 2012 году. Было три семинара по несколько дней, выступали там преимущественно российские эксперты: просто читали небольшие лекции на разные темы, в основном о гражданском самоуправлении, свободе слова, политических свободах, НКО. Там была Людмила Алексеева, к примеру, пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, Никита Белых, основатели "Мемориала" Рогинский и Даниэль, бывшая судья Конституционного суда Тамара Морщакова и пр. Минтусов тоже был, да. Были и иностранцы.
Ты весь день ходишь на лекции, вечером - какие-нибудь общие посиделки, все увлекательно, интересно. У тебя постоянно занята голова, ты включен в общую работу. К тому же, ты впечатлен: столько знаменитостей, со всеми можно пообщаться - это очень обескураживает. Потом, вернувшись домой, пишешь эссе, дома у тебя дела (три семинара по 4-5 дней с апреля по июль), ты занят, некогда подумать...
Вот выпуск 2012. Найдите здесь меня. Кстати, на этом фото есть та самая женщина, что рассказала об интим-подкупе Игоря Минтусова в обмен на победу ее студентов на его студенческом конкурсе в СПбГУ. Познакомилась она с ним в МШПИ, он был в совете директоров
Когда я немного отошла от первого впечатления, то стала разбираться. И поняла, что это за структура. Я честно писала потом неоднократно об этом, еще до охоты на ведьм.
Я поняла, что там процветает вербовка. Имею в виду, конечно, вербовку в качестве агентов влияния. В школу приезжали и ее открыто опекали бывшие и даже действующие сотрудники спецслужб Великобритании, Германии, Швеции и США (та же Тоби Гати). Это из тех, кого я запомнила. Их биографии открыто были опубликованы, кто они, все знали
Поняв это, я ушла. Потому что, во-первых, неприятно и нечестно, иностранные деньги в общественно-политической работе, а тем более в журналистике брать нельзя - для меня это аксиома. Во-вторых, я осознавала, в какой стране мы живем, я уже тогда знала, что скоро все эти конторки будут прикрывать. Еще я знала, что ни в России, ни в какой другой стране нельзя работать журналистом, имея тень в виде подозрения в сотрудничестве с чужими спецслужбами (да и со своими тоже). Поэтому я просто отошла. Были там и другие причины, которые одним словом можно было бы обозначить как кумовство: какие-то подковерные игры, пьяные междусобойчики, страсть сбиваться в стаи, стаей на стаю вести споры. Неприятная нездоровая обстановка. Кажется, осенью 2012 года или в начале 2013 я побывала на однодневном семинаре для журналистов в Москве (даже не ночевала, вроде бы) и где-то в то же время приезжала на несколько часов на семинар в Зеленогорске, просто из любопытства. И уехала с неприятными впечатлениями.
И все. В Британию я не ездила и никуда больше по программам МШПИ не ездила. Хотела поехать в Польшу, на семинар по самоуправлению, потому что мне было интересно, меня с Польшей многое связывает. Но меня не взяли, набрав своих приятелей (это то самое кумовство - надо было ластиться к менеджерам и обоим Шмелевым, чтобы тебя взяли).
Тогдашняя группа в Польше страшно перепилась, поляки жаловались... тем же менеджерам, которые набрали туда своих приятелей
Потом эти клоуны объявили, что я не из-за разведок и пьянства ушла, а, якобы, обидевшись, что меня не взяли бесплатно в Польшу. Клоуны забыли, что я была замужем за поляком, у меня была долгосрочная въездная виза тогда и я вообще подавала заявку с просьбой въехать самой (!), на машине, т.к. боюсь летать, и жить не с МШПИ!
Еще в октябре 2012 года я ездила в США по программе Open World, но это не программы МШПИ, ее открыли наш академик Д.С. Лихачев и директор библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон, МШПИ помогали осуществлять отбор участников.
В Штатах нам особенно о политике не говорили. Пожалуй, все "политические" лекции касались тогда несовершенства устройства самих США. Я не раз писала, что в Америке нам рассказывали о там, как у них фальсифицируют выборы, уходят от налогов, манипулируют общественным мнением.
Однако моя поездка в Штаты тоже стала шагом к уходу, потому что я там отчетливо поняла, что за нами наблюдают спецслужбы. Присматриваются. Никаких решительно конкретных действий и конкретных лиц, кто бы точно занимался нашей потенциальной вербовкой, я назвать не могу,
но я совершенно четко почувствовала, что сопровождавшие оценивают нас на предмет склонения к сотрудничеству
Знаю по слухам в той же МШПИ, что потом, уже в России, к кому-то подкатывали. Та же Тоби Гати.
Мне в Штатах прямо говорили, что могут организовать повторный приезд, что мне будут рады. Я не стала продолжать этот разговор. Более того, я, впоследствии имея возможность слетать в Америку просто по приглашению знакомых, отказывалась. Я ведь понимала, что и наши спецслужбы следили за тем, что там на этих семинарах происходило, и решила, что я достаточно посмотрела мир, поэтому рисковать и навлекать на себя подозрениями в сотрудничестве не стала. Было бы двусмысленно: вот я ходила в Белый дом с Тоби Гати, вот ко мне американцы подкатили с предложением приехать еще, а вот я уже приехала - объясняй потом, что я просто так приехала. В общем, с той поездки я в США не была. Могу ответственно сказать, что многие тоже понимали, с чем столкнулись, но многие даже не догадывались.
Это - краткое вступление. Введение, так сказать, в курс дела. Чтобы вы понимали исходные условия, в которые тогда попадали люди. Эти безымянные расследователи демонизируют сейчас всех участников британских семинаров. Но ведь в реальности далеко не все понимали, что там происходит.
Для очень большого числа людей это была лишь возможность бесплатно пожить в Москве и познакомиться со знаменитостями. И, тем более, съездить "на халяву" за границу
На российских семинарах участники оплачивали только дорогу, а в Зеленогорске или Голицыно (там было две базы) их селили и кормили бесплатно. На зарубежные семинары брали вообще бесплатно, вроде бы, даже дорогу оплачивали.
Тогда это было огромное благо, за которое люди состязались, вступали в междусобойчики, дружили компаниями, лебезили перед менеджерами и непонятно каким боком пристроившимися в МШПИ супругами Шмелевыми (я считаю, что они были приставлены нашими силовиками, так считали многие).
Для самих сотрудников МШПИ и их семей это, мне кажется, тоже было кормушкой. И осталось после. Значительная часть их грантов, иностранного финансирования шла на содержание нескольких семей, которых МШПИ вскоре вывезла за границу. Чтобы оценить реальный размах, предоставлю несколько фактов. Ранее я писала, что российская зиц-контора МШПИ была оформлена на бывшего мужа одного из менеджеров - Степана Скорикова. А вот из свежего расследования Underside:
Школа гражданского образования (ШГО/SCE)
Номер компании 9958251, благотворительный номер 1173608
Зарегистрированный адрес: 66 Prescot Street, London EC1 8NN.
Главный операционный директор – Леон Конрад
Телефон: +447942702010
Email: leon.conrad@schoolofciviceducation.com
Это данные британского контрагента МШПИ, который тоже осваивал деньги Форин Оффиса. И это - зять руководителей школы Елены Немировской и Юрия Сенокосова, муж их дочери Татьяны Конрад.
Так что, не так уж много денег ушло из британского МИДа на "предателей родины" - они были в первую очередь пущены на поддержание штанов семей руководства и функционеров школы.
С обеих сторон - шкурный интерес. Для участников из глубинки он был самым главным (так же было с придуманным Ходорковским Клубом региональной журналистики, где за поездку в Москву журналисты продавали себя с потрохами). Ездили туда в основном провинциалы или притворявшиеся провинциалами (т.е., давно переехали в столицы, но аттестовывали себя как жители регионов). Это было важным нюансом: МШПИ старалась набирать людей из регионов, якобы, просвещать темноту и пр. Но я думаю (это тоже не сегодняшнего дня догадки, и 10 лет назад я об этом говорила), что просто была задача искать региональных лидеров, которые могли бы попасть под влияние. Приезжали туда не только журналисты. Было очень много единороссов (их любили приглашать, насколько понимаю, за ними потом следили с попыткой сделать таких вот агентов влияния), особенно из Новосибирска и Дагестана. Были силовики (из Дагестана) и море чиновников, были даже судьи! Среди участников!
Я бы сказала, что мелкие низовые чиновники являлись основной массой "семинаристов"
Людям было приятно провести время в такой компании, многие считали, что едут "налаживать связи", ведь удавалось завести знакомства. Это один мотив. Поездки даже в Москву, тем более, за границу тогда еще были не всем свободно доступны. Это - мотив второй (не очень красивый, конечно).
Отмечу, что я говорю о начале 2010-х гг., в конце десятилетия положение было уже другое. В первую очередь, потому что про школу уже много успели написать, она перешла на нелегальное положение, а семинары проходили за границей. В конце 2010-х, пожалуй, все уже должны были понимать, что к чему. Возможно, и градус был другой. И сила давления. Не знаю, что им там могли говорить в 2020 году в Оксфорде, может, давали прямые инструкции: сомневаюсь, конечно, но полностью не исключаю. Однако в наше время все проходило очень мягко, влияние шло под видом просвещения. Вербовок как таковых рядовые журналисты и политактивисты вряд ли видели (возможно, напрямую вербовали тех, кто был во власти, большой науке или органах). То, что там делали, скорее можно было бы назвать воспитанием агентов влияния.
И описано это все лучше всего было у Акунина - помните пансион леди Эстер? Я уже говорила, что все там устроено точно так
Людей подкупали причастностью к некоему просветленному, просвещенному, прогрессивному коллективу, воспитывали у них лояльность и к пропагандируемым ценностям, и к МШПИ. Потом самых лояльных и активных подсаживали на гранты, тут и Форин Оффис, и другие. Давали гранты на проведение семинаров МШПИ в регионах (тоже в далеком прошлом). Брали за границу. Человек чувствал себя единицей большого дружного коллектива, которому обязан. На это делается особая ставка: сплоченность, команда - вполне сектантская структура.
Сегодня Underside перечисляет едва ли не сотни журналистов, гражданских активистов, которые уже в конце 2010-х принимали участие в британских семинарах МШПИ и получали гранты, и открыто обвиняет их в том, что те чуть ли не каждый свой шаг совершают "по указке кураторов". Да бросьте! Множество людей искренне убеждены в словах, которые пишут. И вряд ли всем уж им напрямую давали указанию по каждому вопросу. Все делается очень деликатно и со ставкой на формирование лояльности.
Когда человек сам рвется высказываться даже не столько из-за своей идейности, сколько потому, что хочет проявить свою лояльность перед группой, в т.ч. иностранцев, с которыми встречался в той же Британии (а после семинаров все поддерживают контакты)
Уверена, что среди людей, которых назвали в расследовании, есть действительно осознанные агенты и влияния, и деяния, кто прямо получал деньги за отработку конкретной повестки, за размещение тех или иных текстов, лоббирование чужих интересов во власти. Тут у меня розовых очков на носу нет. Однако я также уверена, что большинство названных людей не только не получали никаких прямых указаний и денег (повторю, система устроена иначе), но и вряд ли понимали, чего от них хотят, а если и понимали, думали, что обманут иностранцев: ну и что, что съездил бесплатно на семинар или получил грант на исследование каких-нибудь проблем маскулинности - он же умен, он деньги возьмет, а сотрудничать не будет...
Таких людей вообще в любой компании большинство. Даже - в среде уличных бандитов. Тех, кто попал случайно, вовремя не понял, кто хотел просто в коллектив, у кого друзья в банде, кто не успел сделать ничего плохого...
Большинство участников этих семинаров, я уверена почти на 100%, именно такие люди. Говорю "почти" исключительно потому, что за неполные 10 лет с момента моего оттуда ухода многое могло измениться.
Что с ними всеми делать? Да кто его знает. Просто отстать от них. Множество людей без всякого Форин Оффиса сочувствуют Украине и пишут гадости в адрес российской армии, для этого необязательно было ездить в Оксфорд. Да, кого-то там готовили продвигать пробританскую повестку, а, может, и к чему-то более конкретному. Но большинство точно ничего не понимало и ни на что осознанно не подписывалось.
И все, что им сейчас на этом сайте вменяют и за что даже предлагают проверить в органах - "высказывался против властей РФ", "призывал голосовать против поправок в Конституцию", "неодобрительно отзывался о Государственной Думе"
И подача материала такова, что, собственно, сами эти высказывания уже предлагается считать преступлением и свидетельством предательства. Сегодня многие у нас впали в этот раж, перепутав штаны с нательным крестиком.
Публиковать сейчас фото этих людей, адреса, сопровождать оскорбительными приписками о том, что они враги, изменники и действуют под диктовку неких кураторов, очень низко. И опасно для всего общества: от этого один шаг до массовой охоте на ведьм. Наша страна имеет глубокую историческую травму поиска шпионов иностранных разведок: стоит только эту тему тронуть, может быть непредсказуемая реакция.
Заметьте, это вам пишет человек, который ушел из МШПИ и потом подвергся оскорблениям со стороны ее функционеров. Я уже писала про Александра Шмелева, который городил обо мне гадости, когда спустя 8 лет после моего разрыва с МШПИ я написала о деле Дмитриева и
назвала Шмелева организатором фиктивной лингвистической оценки показаний ребенка. Он тут же всплыл, заявив, что я ему завидую и мщу
И давным-давно я рассказывала, как его жена, Светлана Шмелева, вместе с дочерью основателей школы Татьяной Конрад и правозащитницей с "Дождя" Марией Ноэль организовали в сети то, что сейчас принято называть травлей. В марте 2015 года мы где-то с ними в интернете пересеклись в спорах. Спорили сначала о качестве работы "Дождя", а потом перешли на разговор, о том, можно ли сотрудничать с властью. Вспомнили о самой МШПИ, я еще раз написала им, почему ушла. В ответ вся эта компания (плюс менеджеры МШПИ) привлекли ту самую сектантски лояльную свою публику, которая на животах перед ними тогда ерзала, лишь бы попасть на семинар, и они просто начали мне грубить, высмеивать, с матерками.
Особенно удивила дочь Немировской и Сенокосова Конрад, жена того самого получателя гранта Форин Оффиса, которая меня материла, хохотала, писала, какая я уродина, тупица, как они меня выгнали (хотя у меня есть переписка с ее отцом, Юрием Сенокосовым, в которой я обстоятельно пишу, почему покидаю школу сама) - я не сразу тогда узнала что это дочь просветителей МШПИ (воспитали же просветители).
Звучит надуманно, но я тогда попала в больницу беременная. Было, кажется, 18 недель беременности, мне просто стало плохо. Я попала в лужский роддом с болями, на четвереньках, да еще под 8 марта
Да к тому же, пока мужа не было дома. Я написала у себя, что меня скрючило от боли и я в больнице - так эта компания пошла по новой мне хамить, говоря, что так мне и надо. Заметьте, что это стало продолжением публичного политического спора, мы говорили об этике, журналистике, а не о кривых рожах друг друга! Но девицы из МШПИ, поняв, что не могут со мной на равных спорить (известным публицистом или писателем из них никто с тех пор не стал), приволокли свору подхалимов, которые гыгыкали и задирали меня. Вот, это все про ту компанию, больше у меня не сохранилось постов про это
Как видите, у меня к этой структуре личная сильная неприязнь. Тем не менее я считаю нужным сказать, что далеко не все там - агенты влияния. И лучше бы товарищам, стоящим за Underside, остановиться, пока не разбудили лихо...
*** Для тех, кто дочитал до конца, т.е. крепко темой интересуется: я имею стойкое убеждение, что документы об участниках этих семинаров последних лет "слил" Андерсайду именно наш милый друг, политконсультант Игорь Минтусов, он был в совете директоров перековавшейся МШПИ и он для собраний совета директоров предоставлял принадлежавшее ему на Петровке помещение, там регистрировалась МШПИ в ее последнем виде, у него было много документов. Слив их совпал с воскрешением Игоря Евгеньевича из эмиграции: он очнулся, приободрился, вдруг снова стал писать колонки для пыльного мешка "Кремлевского безбашенника". Считаю, что он получил некоторые гарантии в обмен на выдачу документов. Могу, конечно, ошибаться, но это вряд ли. Я никогда не ошибаюсь )))
Еще об устройстве МШПИ я писала здесь: