Тема лодочных моторов одна из наиболее обсуждаемых сколько себя помню в этой сфере. На днях очередная жаркая дискуссия привела к спору на тему: почему же в России нет своих брендов ПЛМ (подвесной лодочный мотор)? Увидев глубину заблуждений и плоскость мышления некоторых из оппонентов, я понял, что тема эта не праздная и ей стоит уделить внимание.
У любой проблемы есть причины. Часто это комплекс факторов. Наш случай как раз такой. С чего начать? Предыстории? Ключевых факторов и причин? Или примера? Начнём с первого.
Не стану занимать слишком много вашего времени. Коротко пробежимся по основным вехам истории.
В СССР были ПМ (подвесной мотор) нескольких марок. Самые популярные из них: Вихрь, Ветерок, Нептун. Каждый из этих моторов не был плодом инженерной мысли советских учёных, а являлся репликой на довольно старые модели импортных моторов, американских производителей.
Да. При всей технической мощи СССР, на бытовом уровне наша страна сильно отставала, не особо заботясь о комфорте, удобстве и инновациях в предметах, используемых в быту. (почему так? Тема отдельного философского разговора, но, если у вас есть своё мнение на этот счёт – комменты для вас)
В 1991 году СССР прекращает своё существование. В этот же момент ворота распахнулись и на отечественный рынок вливается поток совершенно новых, невиданных доселе товаров. Среди которых и лодочные моторы. Хотя первое время — это единичные модели, но даже того достаточно, чтобы поставить "шах и мат" нашим привычным «ветеркам».
90-е годы не были простым временем и развитие происходило медленно. Товары массового потребления быстро заполонили рынок. В прямом и переносном смысле (кто не застал те времена, никаких ТРЦ с их ресторанными двориками не было и в помине, а вся торговля осуществлялась буквально на рынках).
А вот ПМ очень медленно занимали места на транцах лодок (в то время в основном советские Прогрессы и Казанки), гораздо быстрее в сознании укоренялась простая и понятная мысль, без относительно конкретного товара: всё русское "Г"; всё западное… тоже Г, только с другим значением - Гуд!
Примерно к концу 90х рынок ПЛМ уже начал формироваться. И способствовало этому бурное развитие производства небольших транцевых ПВХ лодок.
В действительности первые модели стали появляться ещё в конце 80х (я обязательно сниму фильм об этом; это очень интересная тема, жаль только не все спикеры теперь доступны).
Но именно к концу 90х сразу три фактора способствовали качественному скачку:
- Появился выбор лодок по доступным ценам.
- Потребитель начал осознавать их удобство и надёжность (включая и преимущества перед более понятными "кастрюлями").
- Но самое главное - у людей появились деньги не только на еду.
Примерно с 2000 года я мог бы вести полноценную летопись. Т.к. мой самый первые репортаж датирован как раз тем временем. Когда я посетил производство ПКФ "Мнёв и Ко", сделав своё первое в жизни интервью с патриархом (как я его называю) ПВХ лодок в России - Николаем Мнёвым.
Лёгкие комплекты с ПМ мощностью 9.9-30 л. с. быстро заполняли водоёмы. Те, кто не очень доверял "гандольерам" оснащали советские кастрюли японскими или американскими движками. Первопроходцы 30-40 л. с., а после умельцы стали усиливать корпуса и транцы, с целью установить более мощный двигатель 50-60 л.с. Практического смысла в этом было не много, корпуса Казанок и Прогрессов с точки зрения гидродинамики не были рассчитаны на такие мощности и скорости больше 60 км/час.
Но, гонка вооружений уже набирала обороты.
По мере роста благосостояния, пик которого пришёлся на середину 2000х, увеличивался и размер плавсредств, а значит и мощность движка на транце.
Маленький штрих.
Наш первый визит в популярный теперь среди троллингистов пос. Кварцитный с катером Eagle Star Cabin и мотором Suzuki F140 в 2004 году собрал два десятка местных зевак, для которых такая лодка была диковинной невидалью. Сегодня это середнячковая, ни чем не примечательная лодка, которых там десятки.
В то время рынок ПЛМ ещё не был сформирован. Но были уже чёткие представления и отношение к маркам. Советские моторы давно остались где-то в прошлом. А любой разговор о возможном их "воскрешении" вызывал в лучшем случае улыбку или характерный жест пальцем у виска. Глядя на отечественные автомобили рыболовы резонно задавались вопросом: а зачем нам такое?
Проблем купить мотор не было и даже цена, в общем, вполне приемлемая. Наш катерок Альбтаросс 550 (теперь эта компания производит РИБы под именем Фортис) в 2004 году со свеженькой БУ Yamaha F115 и всем фаршем обошёлся в 25 000е. (стоит ли напоминать, что курс этой валюты в то время сильно отличался от нынешнего).
Свою двухтактную Yamaha 30 в 2007 году я без всяких скидок купил на Кондратьевском рынке (питерцы знают) за 97 000 рублей.
И в общем ситуация развивалась таким образом.
Моторы становились более технологичными. Особенно в категории самых мощных. Объём поставок рос и вот уже стали появляться настоящие дилер-центры и представительства. По крайней мере у самых популярных марок.
Параллельно с этим процессом в сознании общества всё сильнее укреплялась мысль: всё русское "Г" (в том же значении). Хотя уже появилось много производителей ПВХ лодок и катеров. Верфи не только в Питере, но и других регионах. Существенная разница в цене и тот факт, что вся начинка имеет иностранное происхождение нивелировали негативное отношение к made in Russia. (история современного катерастроения тоже весьма интересная тема, как скакнул рынок за каких-то 15-20 лет, напишите в комментах интересно ли вам было бы почитать или может быть даже посмотреть об этом).
К концу 2010-х в стране стали появляться китайские ПЛМ. Вызывая массу насмешек и скепсиса. Зачем они нужны, если есть оригинальные японцы и американцы. Которые, правда, заметно подросли в цене. И купить 4х тактную 20тку дешевле 200 тыс. было уже не простой задачей.
Ворчали, возмущались, но покупали!
Китайцы оказались заметно дешевле, и самые рисковые первопроходцы делали выбор в пользу таких моторов. Проблем хватало, но в целом "чёрт оказался не так страшен". Да и качество улучшалось с каждым годом. (этой теме есть несколько довольно популярных статей в блоге, на основе личного опыта).
2020-й принёс новую реальность.
Импортные моторы внезапно пропали. Оказалось, что такое возможно! Глобальный логистический сбой нашёл чёткое отражение на российском рынке. И хотя китайцы оставались доступны, они не решали всех задач.
Во-первых, армия непримиримых противников всё ещё была велика.
Во-вторых, они представлены в относительно небольшом мощностном диапазоне.
А на дворе уже давно наступила эпоха супермощных двигателей. Шаг в 50 л.с. стал допустимой "погрешностью".
А 300 л.с. на транце - вполне обычным мотором.
Мой собственный предел пока – 2х450.
Что говорить: 20 лет кризиса и движения страны в пропасть дают о себе знать...
И вот теперь, когда прекращение поставок моторов вызвана уже совсем другими причинами. И разрешение их не зависит от того, как быстро общество примет спасительную микстуру, выработав "коллективный иммунитет". Столкнувшись с реальной проблемой, отсутствием моторов - народ застонал.
«Ну неужели нельзя было сделать свой мотор? Что нам теперь делать?» - зазвучало из разных мест.
Думаю, с предысторией и контекстом достаточно.
О факторах и причинах!?
Ответ лежит на поверхности. Ключевую роль сыграли:
- Устойчивый выбор готовой продукции проверенных брендов с хорошей "родословной";
- Укоренившейся в сознании тезис: всё русское "Г";
- Большой объём необходимых инвестиций в производство и технологии, для создания высокотехнологичного продукта;
- В общем, довольно ограниченный спрос, сильно размазанный по линейке мощностей.
На счёт последнего. К примеру, в производстве автомобилей можно создать 3 варианта двигателя и комбинировать их на 2-3 модели автомобиля.
В мире ПЛМ такое невозможно. Производители оптимизируют издержки, загоняя несколько моторов разной мощности в один корпус (например: 9.9-15-20). Но в общем это ничто, учитывая количество моторов в каталоге производителя от 3.5 до 600 л.с. (если это Mercury).
Т. е., когда кто-то говорит: "мы ничего не можем сделать" - мне сразу понятен уровень, образования и кругозора этого человека. Диалог можно даже не продолжать.
Проблема не в неспособности производить и уж тем более невозможности придумать технологии. С этим в России всегда всё было в порядке. Напротив. Многие наши технологии успешно реализованы в производстве разных товаров бытового назначения.
В отличии от большинства стран, у нас есть не только потенциал в компетенциях, но и ресурсы в достаточном количестве.
Проблема совершенно в другом.
Что с примером?
Mercury Marine. Один из, а скорее самый известный производитель лодочных моторов, входящий в крупную корпорацию Branswik. Создающий самые технологичные двигатели мощностью до... 600 л. с.! Включая и электромоторы.
Но, с чего всё начиналось?
Не буду сильно углубляться в историю. Хотя она весьма показательна и интересна. Компания Mercury была основана Карлом Кифахером в 1939 году в его родном штате Висконсин. Тогда он приобрёл небольшую компанию по производству магнитных сепараторов для молочной промышленность. В этой сфере и планировал развивать производство. Однако по случайности на балансе компании находилось 300 сломанных ПМ. Которые Карл привёл в порядок и успешно реализовал. Да так, что они оказались намного лучше оригинала.
Это и стало толчком для развития будущего гиганта в производстве ПЛМ.
Первый двигатель мощностью 100 л.с. был выпущен в 1962. Спустя ещё 14 лет компания выпускает первый ПМ V6. 1952 году Mercury представила первый карданный вал со шлицами, благодаря чему отпала необходимость в срезном штифте. Спустя более 40 лет в 1995 году Mercury представила первые комплекты ступиц, позволяющие гребным винтам Mercury работать с двигателями конкурентов. Одно из первых технологических достижений Mercury произошло в 1947 году, когда компания представила первый «украшенный драгоценными камнями» подвесной двигатель. Это означало, что он был оснащен антифрикционными шариковыми, роликовыми и игольчатыми подшипниками во всех основных местах расположения подшипников, что повысило надежность и эффективность.
Годом позже Mercury представила первый рядный четырехцилиндровый двухтактный подвесной двигатель Mercury Thunderbolt, положивший начало современной эре подвесных двигателей. В 1954 год, когда Mercury представила Mark 40, первый подвесной двигатель, производивший одну лошадиную силу на кубический дюйм, а два года спустя последовал Mark 75 мощностью 60 л.с., первый подвесной двигатель с шестью цилиндрами и самый мощный в то время.
Чтобы сократить выбросы и повысить эффективность двухтактных подвесных двигателей в 1996 году внедрила систему прямого впрыска топлива . Линейка технологичных двигателей Verado появилась только в 2006 году.
Как видно, путь этот занял несколько больше, чем 15, 20 или даже 30 лет. В условиях, где рыбалка имеет культовый характер, а население страны в целом примерно в два раза больше.
Но самое главное, понятие: Сделано в моей стране - для жителей является предметом гордости, уважения и приоритета в выборе! Покупая американское, американцы не только получают качественный продукт, но и делают свой вклад в развитие экономики. А значит и развитие производства этих товаров.
Скажу больше. В мире 193 государства. Развитых из них несколько десятков. Но даже те, которые не относятся к неразвитым, потребляют товары бытового назначения.
К примеру, автомобили, пользующиеся популярностью, массово производят только в восьми странах.
Лодочные моторы фактически только в двух: Япония и США.
Теперь и Китай, хотя в этой стране это пока маломощные реплики японских, нежели собственные разработки.
Я к тому, что отсутствие на российском рынке своих ПМ закономерный итог и следствие многих факторов. Среди которых немалую роль играет общественное мнение. Когда, ещё на стадии задумки можно получить поток необоснованного хейта.
Ресурсы, технологии и возможности для появления чего-то стоящего есть. Но, чтобы от них произросло что-то стоящее должна сперва сформироваться благоприятная среда.
Как минимум, уважение к труду и выпускаемой продукции. Со стороны производителя, так и потребителя!
Спасибо всем, кто дочитал этот текст до конца. Буду рад вашим "лайкам" и комментам. Если здесь впервые - подписывайтесь, впереди ещё много интересных и "жарких" тем.
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
все фото мои (с)
#лодочный мотор #катер #рыбалка #отдых #катера Grizzly #ПВХ ЛОДКИ #НАДУВНЫЕ ЛОДКИ #КИТАЙСКИЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР #MERCURY #ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ #