Здравствуйте, друзья. В нашей семье растет дочка с диагнозом Аутизм. Сейчас ей уже девять лет.
Конечно, мы не сразу поняли, что у дочки аутизм. Аутизм не выявляется при пренатальной диагностике, он не выявляется во время родов, какое то время ребенок растет и развивается нормально, набирает вес, растет, учится переворачиваться на животик, сидеть, ходить и говорить, (хотя тут тоже есть свои нюансы. все индивидуально), но в какой-то момент родителям становится очевидно, что "что-то не так".
Давайте поговорим о том, как не проморгать аутизм, чем раньше вы узнаете о проблеме, тем будет лучше в любом случае.
Какие могут быть самые самые первые и основные симптомы и как их не проморгать.
Так вот, и для неопытных родителей, тех, у кого первый ребенок, и для тех, у кого второй, третий, и так далее - совет один!
Сравнивайте своего ребенка с другими детьми-ровесниками!
Сравнивайте обязательно, и вам станут очевидны многие проблемы, хотя, конечно, лучше, чтобы их не было. Вы много где увидите, что нельзя сравнивать детей, и многие окружающие вас люди, психологи, воспитатели будут вас уверять, что "не сравнивайте", так вот я уверена, что это не так! Ну как это не сравнивайте, это утверждение подходит для более старших детей и совсем в другом разрезе: например, не сравнивайте Мишеньку и Андрюшу в том, что один из них уже выучил все-все буквы, а второй только букву А, это абсолютно не значит, что Андрюша глупее Мишеньки. Конечно, каждый ребенок развивается по разному, не нужно сравнивать знания!, нужно сравнивать поведение вашего ребенка и других деток-ровесников.
Отдельно отмечу, что отличия в поведении ребенка должны быть системными. Никакого ребенка нельзя записать в аутисты, если он однажды не посмотрел, убежал, отвернулся и так далее. Это же не робот. Но если вы замечаете, что постоянно что-то не так, то задумайтесь. Кроме того, очень важен возраст, поэтому сравнивать нужно только сверстников и сравнивать разумно. Ни один абсолютно здоровый новорожденный ребенок не сделает того же, что сделает годовалый, и так далее. Конечно, ребенок должен дорасти до определенного возраста. Наверное, лет до полутора.
Я сейчас не буду говорить о развитии речи, конечно, это очень важно, и это тема для отдельной статьи, но что делать, если перед вами неговорящие пока что малыши, или говорящие еще очень плохо?
Например, два малыша бегут по дорожке. Неопытный человек не заметит никакой разницы, однако она может быть огромной: один малыш просто бежит вперед, не оглядываясь, где же мама, такое ощущение, что он просто хочет узнать, что там за поворотом, а второй малыш бежит, постоянно оглядываясь на маму (или папу), обязательно ловит взгляд взрослого, хочет понять его эмоцию и показать ему: "смотри, как я могу!"
Также посмотрите, привлекает ли ребенок внимание мамы к тому, что нравится или важно ему самому? Покажет ли он маме пальцем на картинку в книжке, например? Тут важно сразу два момента: и палец, как указательный жест, и то, на что он показывает. Один ребенок сидит в коляске и тычет пальчиком на песочницу, допустим, и, даже, возможно, при этом плачет, например, не хочет уходить из песочницы домой, а второй ребенок орет, показывает рукой!!, а не пальцем, на печенье, лежащее на столе. А иногда и рукой не показывает. Дело не в самом печенье, а в том, что ребенку интересно или не интересно.
Посмотрите и сравните реакцию ровесников вашего ребенка на то, как они и ваш малыш реагируют на то, когда вы пытаетесь привлечь их внимание. Например, скажите: какая красивая кошечка бежит, смотри! Чаще всего ребенок обязательно обратит внимание на то, что показывает ему мама, если, конечно, он уже дорос до такого великого возраста) А иногда ребенок не фокусирует внимание на том, что ему показывают, не смотрит на этот предмет, или что угодно еще, не интересуется.
Посмотрите и сравните поведение ребенка на детской площадке. Один с мамой то показывает на горку, то играет в песочнице, а второму вроде как ничего не интересно, он бегает по площадке, нигде не задерживаясь на сколько-то значимое время. Это называется полевое поведение, но, опять же, обязательно обращайте внимание на возраст малыша. Если все маленькие друзья уже понимают, что к чему на площадке, а один ребенок не понимает, обратите на это внимание.
Я умышленно не буду писать здесь о развитии речи, но хочу обратить внимание на то, что очень многие дети в какой-то момент развития "эхолалят". То есть, не ведут диалоговую речь, а просто все подряд повторяют за взрослым. Это называется эхолалия и это совершенно нормально. Например, ребенок и мама заходят в лифт, мама говорит ребенку: "нажимай на кнопочку", и ребенок повторяет "нажимай на кнопочку". Это не страшно, и у нейротипичных детей этот период проходит довольно быстро, а у кого-то его и вообще может не быть.
Есть еще много моментов, на которые стоит обратить внимание, их еще много, но это, наверное самые самые основные: не интересуется тем, что ему показывают, нет указательного жеста, не ловит взгляд взрослого, не может себя занять.