Пленэр (от фр. en plein air — «на воздухе») — метод создания художником живописи вне помещений и мастерских, на городской улице и на природе. Также термин «пленэр» используется для обозначения правдивого отражения красочной палитры изображаемой художником натуры, всех изменений её цвета в условиях естественного освещения и при активной роли воздуха и окружающей среды.
Почему нельзя просто сфотографировать и дорисовать?
Наш глаз видит иначе, чем фотоаппарат. И нарисованная по фото картина сразу заметна: она уступает в художественной ценности живописи с натуры, в ней меньше ощущения присутствия, правды. Она не трогает зрителя так сильно, как этюд, написанный с натуры, в котором ощущаются ваши эмоции во время письма. Здесь и начинается настоящая магия живописи.
Подготовка к пленэру
1. Первым делом необходимо решить самому или обсудить с преподавателем схемы компоновки.
2. Тщательно подобрать цвета для живописи. Нам не нужна вся палитра – это тяжело и неудобно. Выбор будет зависеть от места и времени. В этом вопросе на помощь всегда придут наши преподаватели.
3. Собрать с собой всё необходимое: краски, скетчбук, линеры. Обязательно взять с собой бутылку с водой и головной убор. Часто зацепивший мотив невозможно написать в тени. И нужно позаботиться о себе на солнцепеке.
Выбираем материалы
Для пленэра подойдут акварельные краски, масляные краски,
графические материалы, пастель. Для начала лучше взять акварельные краски: они легче по весу и очень мобильны. Для живописи акварелью не нужен этюдник, достаточно баночки воды, скетчбука, трёх кистей разных размеров и самих красок. Плюс акварель сразу же высыхает. И тогда можно спокойно отнести домой свой шедевр, не боясь смазать и испортить его.
Время и погода: когда лучше рисовать?
Комфортнее рисовать в ясную погоду: состояние окружающей среды долго не меняется, нет необходимости спешить. А вот время для пленэра интересно любое. Например, утром вы пройдёте мимо милой улочки, и она ничем вам не запомнится. Но уже вечером она осветится красивым закатным солнцем – и это будет выглядеть привлекательно как в жизни, так и на вашей картине. Рекомендую чаще гулять и подмечать такие интересные мотивы. Можно сказать, что художнику даже придется охотиться за ними.
Простая схема работы на пленэре
1. Выберите точку, на которой будет видно сразу несколько планов. Например: передний план — деревья, средний план — море и дальний план — облака. Это важно для компоновки и так гораздо легче показать воздушную среду. Это сделает картину более выразительной и живой.
2. Начинайте этюд с разметки композиции. Далее заложите основные цветовые отношения (локальные пятна), тени и свет. При работе в солнечную погоду помните про контрасты!
3. Когда основная разметка сделана, можно приступить к детализации. Сначала проработайте передний план, затем второстепенные детали.
Советы для начинающих художников
1. Не засиживайтесь долго на одном из этапов. Помните, что у вас не так много времени. Даже при ясной погоде состояние изображаемого предмета не меняется всего около двух часов. И за этот промежуток вам нужно успеть пройти все этапы.
2. Не дописывайте мотив, если погода меняется. Лучше в такой момент написать новый этюд. А предыдущий вы сможете закончить, когда состояние вернётся.
3. Вбирайте контрастные по тону мотивы, в которых есть четкая светотень и передний план. Так намного легче создать иллюзию объема. Преподаватель поможет выбрать выгодную точку.
Статья подготовлена Маргаритой Галкиной, преподавателем школы рисования Grafika Сочи.