Страсть человеческая - вещь удивительная. Кого-то привлекает золото, деньги, карточные игры, и так далее, а кто-то помешан на том, чтобы поймать «Эхо войны». Вот сегодня мы и поговорим именно о такой истории, о том как один немецкий танк «Тигр» спустя 60 лет сгубил жизнь двух людей.
О немецком танке
Пожалуй самая скучная и понятная часть нашего повествования это - описание тяжелого танка, который нашли в 1973 году. Итак, всё началось в первой половине 1944 года, когда в состав 510-го тяжелого танкового батальона передали танк «Тигр» под номерами: на башне - 251106 и на корпусе - 251288. Судьба этой машины не овеяна боевой славой, ибо машине было суждено сгинуть в боях за ликвидацию Курляндского котла, после того как сами немцы бросили его в марте 45-го года. В последующем она будет отправлена на полигон где будет обстреляна и забыта...практически на 30 лет.
Вновь танк открыли на территории полигона Нахабино в 1973 году. Эта удача принадлежала Никитину Юрию Ивановичу, но тот не знал к чему в итоге приведёт эта история...
«Он сам был как танк»
И так, есть две версии, которые мы будем выкладывать последовательно, ибо это не столько подходы к описанию ситуации, это были судьбы и трагедии. В 1985 году Ленино-Снегиревский народный музей Боевой славы переходит под крылом Московского областного краеведческого музея г. Истра. Центральной фигурой был Е.П.Егоров, к которому через 2 года обращается инженер Игорь Владимирович Усаневич, друг Юрия Никитина. Обращается инженер с сумасшедшей идеей - достать найденный еще в 73-м году танк «Тигр», который на удивление никого не интересовал. Изначально Егоров от предложения отказался, но в последующие полгода Усаневич будет уговаривать его, и к концу 87-го в итоге этой идеей загориться и Егоров, и работники народного музея.
Следующий год занимались вопросом эвакуации техники и передачи танка музею. Изначально удалось достать танк «Шерман», который был вместе с «Тигром», он был доставлен в музей 28-го декабря 1988 года. А вот с тяжелым танком ситуация сложнее: техника вмёрзла в землю, кроме всего прочего весила 56 тонн. С великим упорством Егоров и Усаневич уговорили выделить им два японских крана КАТО, и машину достали 14 января 1989 года. В последующем, 1 февраля 1991 года музей получает официальный статус и первым директором становится Егоров. Но через полгода место занимает Усаневич, который в 90-е годы переживает целую драму. В эпоху лихих девяностых танк, стоимость которого оценивали от 500 до 800 тысяч долларов, заинтересовал многих. Это были не только люди, которые помогали Усаневичу и Егорову доставать танк, про них мы поговорим дальше, нет это сначала это были иностранцы, потом бандиты и даже политики.
Изначально приезжали иностранцы, которые уговаривали Усаневича продать технику. Но как можно было вывести танк? Единственная проблема найти нужных людей на таможне, как на территории России, так и на территории Белоруссии, ибо танк сначала надо было вывезти в Польшу, а потом уже технику отправляли по Европе, хотя чаще такие машины уходят в США. Усаневич на предложения не соглашался, но проблем у него с сохранением техники было много, особенно в условиях того, что ходили слухи о конфликтах с ОПГ «Солнцевские», кроме того был еще один человек, который хотел получить «Тигр» - поисковик, лидер группы «Экипаж» Сергей Цветков. Он также претендовал на машину, и вступил в конфликт с Усаневичем, именно Цветкова в последующем будут подозревать в связях с «Солнцевскими». В итоге финалом станет то, что Усаневич подгибнет при загадочных обстоятельствах - попадёт в аварию. И тогда уже танком займется Цветков, который впрочем переживёт своего визави лишь на два года...
«Экипаж без капитана»
История Сергея Цветкова еще более трагичная и тяжелая. Свою поисковую деятельность он начал в 1982 году, когда при райкоме ВЛКСМ Свердловского района Москвы он организует свою первую экспедицию по поиску останков солдат Великой Отечественной. В последующем это всё перерастет в поисковой отряд «Экипаж», который станет для него в жизни всем. В конце 1988 года Цветков также будет участником подъема тяжелого немецкого танка, и о нём будет вспоминать Егоров. Тот назовет его «амбициозным человеком», но впрочем роль оценит скорее негативно, особенно учитывая один факт. Так, 27 октября 1990 года он вывезет один из найденных «Шерманов», а после будет иметь виды уже на «Тигр», который когда-то доставал( по одной из версий). Цветков хотел сделать свой музей, но машина принадлежала музею, и договориться с Усаневичем никак не получалось.
Кроме того, есть информация что танк был оформлен именно на Цветкова, но хранился в музее
Надо также добавить что поисковая работа для Цветкова это не только хобби, но доход. Так, например, он действительно продавал бандитам мины, автоматы и винтовки, даже один раз участвовал в коммерческой сделке по продаже найденного немецкого самолёта. Времена были удивительные, поэтому даже на последствиях войны можно было заработать....но Цветков не был удачливым человеком, и получал гроши. После того как не стало Усаневича, казалось бы можно было забрать танк «Тигр» на свою арендованную площадку, но всё закончилось не так...В коллекции Цветкова было большое количество найденной техники, которую оценивали в те времена в сотни тысяч долларов, это и советские танки, немецкая и японская техника. Кроме всего прочего, кому-то не понравилось и то, что Цветков позарился на «Тигр», который тоже был нужен...важным людям. Дело в том что весной 2001 года губернатор Саратовской области решил сделать аналог Поклонной горы, и очень захотел себе «Тигр», арендовал его и возвращать уже не хотел. За машину бился также и Цветков, но до возвращения в музей не дожил. В итоге по официальной версии в конце 2002 года Сергей Цветков при загадочных обстоятельствах сам прервёт свою жизнь, но в эту версию не поверят друзья и родственники, они утверждали что Сергея Цветкова убрали конкуренты.
История одной кошки. Завершение
В последующем «Тигр» станет предметом спора уже не простых поисковиков и директоров музея, за него будут сражаться губернаторы: Подмосковья Борис Громов и Саратовской области Дмитрий Аяцков. Решением суда машина вернётся в экспозицию музея только в 2004 году, но всегда будет напоминать о том какой шухер когда-то навела...