(продолжение серии заметок про российскую Арктику)
«Действие равно противодействию. Это правило знают все, но некоторые ощутили его и на себе»
В моих заметках «Кто точит зубы на Россию в Арктике. Часть первая и Часть вторая», рассказано о тех странах, которые «спят и видят», как бы сегодня отхватить от России тот или иной «лакомый кусочек» её арктической территории. Россия не оставляет это без своего внимания, делает всё возможное и необходимое в своём арктическом секторе, чтобы их желания не реализовались, остались только на словах или на бумаге.
Россия занималась и занимается укреплением позиций в Арктике на протяжении всей своей истории, независимо от того, кто стоял у руля её управления – цари, императоры, генсеки или президенты.
Начало такой деятельности России в Арктике исходит из конца шестнадцатого века. В те времена, по прямому распоряжению русского царя Ивана IV, более известного нам, как Иван Грозный, в устье реки Северная Двина, недалеко от места её впадения в Белое море, был создан первый на российском севере морской-речной порт, названный по началу Новые Холмогоры, по имени рыболовецкого села Холмогоры, находившегося недалеко от места закладки данного порта. Через два десятилетия, уже в начале следующего семнадцатого века, Новые Холмогоры переименовали в Архангельский городок, а затем и в город Архангельск, с учётом имени Михайло-Архангельского монастыря, стоящего в лесах недалеко от села Холмогоры ещё с середины тринадцатого века.
Икона начала восемнадцатого века «Архангел Михаил» с видом города Архангельска.
Мощным толчком, подтолкнувшим Ивана IV к созданию Архангельского порта, стало поражение России в Ливонской войне 1558-1583 годов. Надежда царя Ивана IV стать победителем в этой войне против совместно действующих Ливонской конфедерации, Великого княжества Литовского, а с 1569 года после его объединения с Польшей Речи Посполитой, Шведского и Датского королевств, выйти на берега Балтийского моря и закрепиться на них, не оправдалась. Строительство порта на берегах Белого моря стало единственной возможностью морским путём продолжить уже налаженные к тому времени деловые торговые отношения с многими европейскими странами.
Архангельский порт создавался сугубо в мирных целях для расширения торговли с северными европейскими морскими странами в основном такими российскими товарами, как меха, строевой лес, рыба и зерно.
Рыбная пристань Архангельского порта в середине девятнадцатого века.
По мере продвижения русских поморов и первопроходцев вдоль арктического побережья северных морей на восток России, в тех местах постепенно стали появляться и другие небольшие поселения с обустроенными морскими причалами. Всё это со временем привело к тому, что в наше время, в российском арктическом секторе на их основе, не считая военно-морских портов, обустроено более сорока торговых портов разной направленности, способных принимать морские и речные суда от парусных до оснащенных ядерными энергетическими установками.
Места расположения основных российских северных арктических торговых портов в наше время.
Наряду с ведением торговли, Архангельск в конце семнадцатого века по Указу Петра I стал и местом строительства на верфи в его пригороде – Соломбалы парусных кораблей для зарождавшегося тогда Балтийского военно-морского флота, а в 1693 году Пётр I лично приезжал в Архангельск с целью ознакомления с ходом их постройки.
Гравюра восемнадцатого века «Посещение Петром I Архангельской верфи в 1693 году».
Все построенные на Соломбальской верфи корабли с убранными мачтами, где по рекам, а где и волоком на катках из брёвен с использованием тяги лошадей, были перетащены на Ладожское озеро. В дальнейшем они приняли участие в большинстве морских сражений на Балтийском море и способствовали победе России над Швецией в Северной войне 1700-1721 годов, в том числе и над некогда могучим и «непобедимым» шведским военно-морским флотом.
Пётр I лично принял самое активное участие в строительстве на Соломбальской верфи небольшой двенадцати-пушечной парусной яхты «Святой Пётр», а после её спуска на воду совершил на ней вблизи Архангельска, плавание вдоль берегов Белого моря.
Макет яхты «Святой Пётр» в Северном морском музее Архангельска (покидая Архангельск, Пётр I приказал поставить эту яхту на берегу, как памятник началу российского кораблестроения и беречь. Но исполнить завет Петра I не удалось. Через несколько лет стоянки на берегу деревянный корпус яхты всё же не выдержал сурового северного климата и разрушился). Восстановленная яхта «Святой Пётр» (Вначале нашего века по сохранившимся чертежам умельцы с Соловецких островов построили копию яхты в натуральную величину и в июле 2013 года спустили её на воду).
При всём этом, дата спуска яхты «Святой Пётр» на воду не стала в дальнейшем датой создания российского военно-морского флота. Официальной датой создания военно-морского флота России стало историческое событие случившееся по новому стилю тридцатого октября 1696 года. В тот день Боярская дума утвердила Указ Петра I называемый «Морским судам быть!» о создании регулярного военного-морского флота России. Хотя для исторической справедливости, можно было бы считать датой создания военно-морского флота России один из майских дней 1668 года – день спуска на воду первого в России трёхмачтового двухпалубного пушечного парусного корабля «Орёл», заложенного годом ранее в 1667 году на берегу реки Ока в селе Дединово Коломенского уезда по распоряжению царя Алексея I – отца Петра I, для охраны российских торговых судов на Каспийском море. Ещё через два года «Орёл» был успешно достроен и совершил своё первое плавание по рекам Ока и Волга до Астрахани, стоящей, как известно, на берегу Каспийского моря.
Макет первого в России военно-морского корабля «Орёл».
Уступил корабль «Орёл» и право считаться прадедушкой российских военно-морских кораблей. Первенство в этом у него перехватил знаменитый Петровский ботик, на котором Пётр I, как будущий флотоводец, учился управлять гребцами и парусами плавая на нём по подмосковной речке Яузе. Семиметровый ботик, по одной из версий был построен в Англии в первой половине семнадцатого века и, под названием «Святой Николай», подарен английским королём Карлом I первому царю из рода Романовых Михаилу для утех его сына Алексея, будущего отца первого русского императора Петра I. Когда Алексей Романов подрос, он забросил потешное плавание на ботике по реке Яузе и ботик без надобности много лет пролежал в одном из сараев подмосковного села Измайлово. Юный Пётр Романов зная об этом ботике, восстановил его и, как уже сказано выше, получил на нём первые навыки управления пусть малым, но парусно-гребным судном. Став царём, Пётр I не забыл свой любимый ботик и отвёз его в Москву, поставив его на хранение в пристройке Успенского собора Кремля. В дальнейшем, Пётр I забрал ботик с собой в Санкт-Петербург, построив специально для него в Петропавловской крепости рядом с колокольней каменный домик, названный в последствии Ботным домиком. Сегодня в нём экспонируется действующая в натуральную величину копия «Дедушки русского флота», созданная к дате празднования трёхсотлетия Российского флота. А сам ботик сегодня, выставлен в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого, расположенного на улице Большой Морской северной столицы России.
Ботный домик в Петропавловской крепости.
Фотография ботика Петра I, сделанная тогда, когда он был ещё выставлен в Центральном музее военно-морского флота СССР на Васильевском острове города Ленинграда.
Кроме строительства кораблей на Соломбальской верфи, Пётр I, понимая значимость для России её северных территорий, одновременно приказал соорудить на подходах к Архангельску ряд бастионов, укрепленных пушками.
Это решением Петра I оказалось не только мудрым, но и дальновидным. В самом начале Северной войны, в 1702 году шведские военные корабли убрав пушки с палуб, попытались под видом торговых судов зайти в Архангельский порт и захватить его. Поморские лоцманы, высадившись на шведские корабли для осмотра груза и проводки их в порт, сразу разгадали коварный замысел шведов и завели шведские суда на мель, где они были захвачены петровскими воинами. Прознав про такую наглость шведов, раздосадованный Пётр I приказал часть построенных к тому времени на Соломбальской верфи кораблей для Балтики оставить на рейде Архангельска в назидании шведам и другим посягателям на северные русские земли.
Что касается непосредственной военной защиты российских северных и арктических морей, то начало этому послужил Указ императрицы Анны Иоанновны от 15 марта 1733 года по созданию в Архангельске, рядом с торговым портом, действующего военно-морского причала. Она же распорядилась развернуть на реке Северная Двина и в Белом море Архангельскую военно-морскую эскадру, состоявшею из десятка небольших парусно-пушечных кораблей, и назначила её первым командиром контр-адмирала Петра Бредаля.
Императрица Анна Иоанновна (годы жизни 1693-1740). Контр-адмирал Петр Бредаль (годы жизни 1683-1756. В отставку он вышел вице-адмиралом).
В зону ответственности первой российской северной Архангельской военно-морской эскадры были включены вся акватория Белого моря и всё побережье Кольского полуострова. До середины девятнадцатого века, как известно, прямых военных угроз России со стороны северных морей практически не существовало. При этом надо сказать, что военные гарнизоны, размещённые тогда в Архангельске, других портовых городах на Белом море и в Кольском заливе были немногочисленными, а корабли Архангельской военно-морской эскадры выходили в открытое Белое море только в летние месяцы, да и то, ненадолго.
Несмотря на всё это, в Крымской войне 1853-1856 годов, которую условно можно назвать и «Нулевой мировой войной», даже такие российские северные морские и сухопутные военные силы смогли дать достойный отпор англо-французским кораблям, участвовавшим в ней против России в её арктическом регионе. А всего в годы Крымской войны англо-французские корабли, как известно, пытались захватить с моря столицу российской империи Санкт-Петербург, а так же Архангельск, Крым и Севастополь и Петропавловск-Камчатский. Англо-французские корабли подойдя тогда к Кронштадту, «наткнувшись» на минные поля остановились и обстреляли из корабельных пушек столицу российской империи. В Белом море английские корабли кроме Архангельска попытались захватить и Соловецкий монастырь, в Балтийском море русскую крепость Свеаборг, прикрывавшую от нападения с моря главный город Великого княжества Финляндского в составе Российской империи Гельсингфорс, который ныне именуется как Хельсинки. А на Дальнем Востоке, анго-французские корабли попытались захватить со стороны моря Петропавловск-Камчатский.
В Крымской войне английские и французские корабли два года в период летних навигаций в наглую, неоднократно заходили во внутреннее воды Белого моря, в Кольский залив Баренцева моря, обстреливая из пушек всё, что можно было обстрелять на их берегах. Эти же корабли также неоднократно подходили и обстреливали Архангельск. Подходили они со стороны моря и к городу Онега, однако на штурм его не решились.
В июле 1854 года английские корабли попытались захватить маяки островов Соловецкого архипелага и сам Соловецкий монастырь с целью создания на Соловках своего укреплённого пункта.
Но Соловецкий монастырь не стал их лёгкой добычей. Защитники монастыря – немногочисленный гарнизон, отставные солдаты, тогда проживавшие в нём, местные поселенцы, прихожане монастыря и монахи, в ответ на обстрел из пушек английскими кораблями и предъявленный англичанами ультиматум немедленно сдаться, ответили на это огнём по вражеским кораблям из восьми своих гарнизонных пушек. Бой-перестрелка продолжался весь световой день седьмого июля. Израсходовав весь боезапас и поняв, что Соловецкий монастырь им «не по зубам», английские корабли покинули рейд Соловков и больше там не появлялись.
Ход сражения у стен Соловецкого монастыря отображённый на гравюре девятнадцатого века.
Не сумев захватить Соловецкий монастырь, англичане, в августе того же 1854 года, выместили всю свою злость за такую неудачу на небольшом поселении по имени Кола, стоявшего на берегу широкого и глубоководного Кольского залива Баренцева моря. Английский корабль «Миранда» подошёл к Коле и его капитан потребовал от немногочисленного гарнизона поселения сдаться ему со всем оружием, припасами и казенным имуществом, угрожая в противном случае уничтожить его. Ультиматум англичан, естественно, был отвергнут. Два дня поселение Кола обстреливалось пушечным огнём с английского корабля, англичане попытались высадить с моря десант, но он был встречен ружейными залпами защитников Колы и отступил. Понимая, что взять Колу им не удастся, англичане напоследок, перед уходом из Кольского залива, калёными пушечными ядрами и зажигательными гранатами обстреляли не сдавшееся им поселение, разрушив его до основания. Поселение Кола сгорев в огне, на несколько лет перестал существовать. В пожаре сгорел и шедевр русского деревянного зодчества – городской девятнадцатиглавый деревянный Воскресенский собор семнадцатого века. Надо сказать, что со временем поселение Кола постепенно восстановился. Сегодня он является административным центром Кольского района Мурманской области.
Обстрел Колы английским кораблём «Миранда» отображённый на гравюре девятнадцатого века. Хорошо виден и стоящий на берегу Кольского залива Воскресенский собор.
Немногочисленные корабли Архангельской военно-морской эскадры в морских боях с английскими и французскими кораблями участие не принимали. Понимая, что в тех сражениях они станут лёгкой добычей противника, император Николай I распорядился рассредоточить их по разным мелководным бухтам Белого моря.
Крымская война завершилась, как известно, подписанием Россией невыгодного со всех сторон для неё «мира». Но даже и это не подтолкнуло императора Александра II, сменившего на царском троне своего отца – императора Николая I, ушедшего из жизни в период Крымской войны, к укреплению северных берегов России. Наоборот, в марте 1862 году он упразднил созданную сто тридцать два года назад императрицей Анной Иоанновной Архангельскую военно-морскую эскадру. Расчёт императора Александра II был прост. Не каждый корабль был способен совершать плавание в северных морях, да ещё и частично покрытых льдами, поэтому пускать «деньги на ветер», которые были нужны России для проведения в то время масштабных государственных реформ, по мнению императора Александра II, не имело смысла.
До конца девятнадцатого века каких-либо значимых усилий и подвижек для укрепления военно-морской мощи России на берегах её северных морей, ни император Александр II, ни император Александр III не предпринимали. Только в начале двадцатого века с расширением морских торговых связей России практически со всеми странами мира, в интересах последовательного освоения прибрежных российских северных приморских территорий, императором Николаем II позиции его отца и деда по их отношению к этому, были кардинально пересмотрены.
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 17 июня 2022 года.
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю, вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует!