Найти тему
Томикс

Дело о халатности: В Суздале выясняют, кто виноват в лекарственном кризисе во Владимирской области

Томикс побывал на первом судебном заседании

14 июня в Суздальском районном суде начали рассматривать дело о халатности. Обвиняемая по нему — Нелли Зиновьева. Экс-руководитель «Центра по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области». Деятельность которого, по версии следствия, заключается в обеспечении льготников жизненно важными лекарствами. Томикс, начиная с 2020 года писал о лекарственном кризисе, возникшем, возможно, из-за халатности чиновников. В этом деле всего одна обвиняемая, но на ней ли лежит вина за вышедшую из под контроля систему закупок лекарств?

В просторном зале судебного заседания было около восьми человек, включая журналистов СМИ: судья Юлия Воронкова, её секретарь, два прокурора, потерпевшая (одна из более чем 30) и защитник с обвиняемой.

Судья разъяснила права и правила поведения во время судебного заседания, после чего перешли к знакомству.

Выяснилось, что бывший директор «Центра закупок» Нелли Зиновьева имеет высшее фармацевтическое образование и сейчас работает в Москве и на иждивении у неё находится один ребёнок. Её адвокат — Елена Кулакова — член Владимирской областной коллегии адвокатов № 1.

Из потерпевших на первое заседание суда пришла лишь одна мама, защищающая права своей дочери, у которой с рождения заболевание, требующее постоянного приема жизненно необходимых лекарств.

Её зовут Ирина Касаткина, она живет в Суздале и ей удобно было добраться до суда. Чего нельзя сказать об остальных потерпевших, скажем, из Мурома.

Кстати, по данным прокуроров, потерпевших более 30 (Томикс насчитал 36 фамилий), а по данным адвоката — около 60. Возможно, речь о детях и их мамах.

Получасовое обвинение

Адвокат Нелли Зиновьевой предоставила несколько ходатайств. Они касались, скорее, технических вопросов заседания — изучения материалов, протоколов дела (к слову, в нём не менее 23 томов), а также предоставления аудиозаписи после каждого заседания. Несмотря на то, что прокурор протестовала, судья удовлетворила ходатайство.

-2

Далее суд поинтересовался у сторон об их отношении к началу судебных разбирательств в присутствии только одного потерпевшего. Прокуроры — за, адвокат — против.

«Мы возражаем против проведения судебного заседания без участия потерпевшей стороны, поскольку считаем, что их права могут нарушиться. Это может повлиять на объективность, ведь сегодня, полагаю, будет выражено мнение по поводу предъявленного обвинения и потерпевшие могут об этом узнать. Хоть какая-то часть должна присутствовать. Одного человека — мало. Мы хотели бы выслушать потерпевших и задать им вопросы», — выразила опасения начала дела именно сейчас адвокат Зиновьевой.

Прокурор не увидела причин для того, чтобы начать заседание сейчас. Суд согласился и прокурор начала зачитывать получасовое обвинение.

Отметим наиболее важные моменты:

  • Нелли Зиновьева обвиняется в совершении преступления по статье 293 УК РФ (халатность);
  • Областной аптечный склад был реорганизован в июле 2020 года. Тогда же появился «Центр закупок», который фактически являлся тем же складом;
  • Учредителем «Центра закупок» является департамент здравоохранения Владимирской области;
  • В полномочия учреждения входит закупка, приём, хранение лекарственных препаратов. Кроме того, для достижения показателей учреждение выполнят фармацевтическую деятельность и участвует в реализации целевых программ;
  • Директор «Центра закупок» несёт персональную ответственность за результат работы учреждения и использования бюджетных и внебюджетных целевых средств;
  • Зиновьева проработала в «Центре закупок» с 22 мая 2020 по 22 мая 2021 года. Согласно трудовому договору Зиновьева являлась единоличным «исполнительным органом учреждения, осуществляющем руководство его деятельностью»;
  • Директор «Центра закупок» подчиняется директору департамента здравоохранения Владимирской области;
  • Зиновьева, основываясь на данных сводной заявки, должна была эффективно организовать использование бюджетных средств, предусмотренных на лекарственное обеспечение льготников в 2021,2022 и 2023 годах. Для этого она должна была дать поручение сотрудникам сформировать и разместить закупку на сайте Госзакупок;
  • Зиновьева нанесла ущерб около 36 пострадавшим, а также подорвала имидж создав негативное отношение к чиновником областной администрации.

«Я не считаю себя виновной»

На обвинительное заключение у обвиняемой нашлась «оправдательная» речь.

-3

«Я хочу выразить своё отношение к озвученному обвинению. Мне не понятно ничего [из обвинения. — прим. Ред]. Ни слова не понятны, ни существо не понятно. 18 марта 2022 года мне за год предварительного следствия последний раз было предъявлено обвинение, которое разительно отличается от предыдущего. В том числе, разнятся фамилии детей, которые якобы пострадали от моих действий. На всём протяжении следствия я не понимала и не понимаю сейчас — почему я обладала должностными полномочиями и обязанностями директора департамента здравоохранения Владимирской области и руководителем отдела по лекарственному обеспечению данного ведомства», — заявила в ответ на обвинение Зиновьева.

Экс-директору непонятно — почему она, как руководитель, должна была осуществлять действия, которые не относятся к её обязанностям. Она считает, что следствие вменяет ей в вину то, к чему не имеет отношения.

Вероятно на следующих заседаниях будет больше подробностей, но в разговоре с Томиксом адвокат Зиновьевой Елена Кулакова сказала, что на месте её клиентки должен быть другой человек. Причём, это бывшая чиновница из «белого дома», которая давала показания против Зиновьевой.

«Я за относительно короткий промежуток времени скорректировала «Центр закупок» в условиях недофинансирования, отсутствия бухгалтерии, недостатка квалификационных кадров. Штат был всего 32 человека вместе с техническим персоналом. Выполнила в полном объёме свои обязанности, что позволило сотрудникам отдела закупок сформировать в декабре 2020 года документацию на закупки, на выделенную в октябре сумму менее одной трети от общего должного объёма», — поясняет обвиняемая.

Прокурор ответила, что обвиняемая имеет право на защиту и документ должен быть приобщён к материалам дела, поскольку это позиция Зиновьевой.

Экс-директор центра не признала свою вину.

Адвокат заявила о «формальном подходе» к расследованию дела — например, следствием не принимались обстоятельства о больничном листе Зиновьевой с конца октября до декабря 2020 года.

Вопрос — допрос

Далее суд перешёл в стадию допроса потерпевших.

Напомним, на первом заседании была лишь одна потерпевшая. В частности, прокурор, адвокат и судья восстанавливали события двухлетней давности о том, когда начались перебои с лекарственным обеспечением льготников во Владимирской области, какие лекарства принимает ребенок потерпевшей и как часто.

Очень долго спорили о наименовании одного препарата и его активного вещества.

Таблетки Кортинефф, на коробке которых указано — Флудрокортизон, ввели в ступор всех участником заседания. Дело в том, что в деле прямо указано: закупка каких лекарств была сорвана и это имеет очень большое значение.

-4

Около получаса обсуждали — что к чему, и пришли к мнению, что Кортинефф — это таблетки, а Флудрокортизон — активное вещество.

Также у потерпевшей спрашивали — сколько стоят препараты. Самый дорогой вид лекарств — 600 рублей. Хватает одной упаковки на 20 дней. В сумме с другими препаратами выходит около 1000 рублей. Не много, но ощутимо.

Обвиняемая поинтересовалась, обращалась ли Касаткина в депздрав с проблемой перебоя лекарственного обеспечения. Та ответила, что обращалась, но толкового ответа там не дали.

Потерпевшая в конце 2020 года писала заявление в прокуратуру — о том, что её дочь не обеспечивают положенными ей государством лекарствами. По её словам, через пару месяцев она получила всего несколько коробок лекарства, но в основном ей приходится покупать все самой.

После допроса потерпевшей суд решил закончить заседание.

Контекст: Областной аптечный склад организован в 2014 году экс-губернатором Владимирской области Светланой Орловой.

Ситуация с выдачей льготных лекарств обрела статус критической в 2021 году. Тогда в сети появился видеоролик, в котором родители детей-инвалидов заявили об отсутствии во Владимирской области необходимых для жизни их детей препаратов. После этого в регионе-33 разгорелся очередной скандал, ставший роковым для директора департамента здравоохранения Елены Утёмовой.

Аптечный склад во втором полугодии 2020 года был реорганизован в  государственное казённое учреждение «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области». Именно его с 1 января 2021 года сделали ответственным за приобретение за счёт бюджета лекарственных препаратов для льготников.

«Наличие единой системы должно сильно упростить процесс, свести к минимуму влияние «человеческого фактора», обеспечить формирование заявки «от пациента» – от его диагноза, от потребностей, а не умозрительно. То, что произошло с обеспечением льготными лекарствами в этом [2021] году, – катастрофа. Такого количества рецептов на отсроченном обслуживании у нас не скапливалось никогда», – остро высказывался тогда председатель комитета ЗС по соцполитике Сергей Бирюков.

Кстати, в этом деле всего один обвиняемый, но позволим себе напомнить, в халатности подозревается бывший заместитель директора облздрава Александр Жестков. И в его деле два обвиняемых.

Оксана Прокошева