"Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса - это карикатурная миниатюра истории человечества от Адама и Евы и до конца мира.
Я не удивлюсь, если автор романа разделял идеи философов-традиционалистов (Рене Генона) о деградации мира и "порче времени".
Времени в романе отводится большая роль. Оно циклично, и мягко по спирали нисходит в самый ад человечества.
В начале основания Макондо - маленькой деревеньки, где и происходят все события книги - чудеса настолько привычны, что никто не удивляется им. Их не замечают, они даже мешают налаживать быт.
Основатели-патриархи настолько умны и сильны, что силой своего ума проникают в тайны устройства вселенной.
Сюжет книги перекликается с библейским. Тут есть и убийство Авеля, и образ Ноева ковчега, и всемирный потоп.
Есть чудеса древнего христианства и история технического развития общества. Автор хорошо показывает, как с каждым новым поколением происходит "расколдовывание" мира. Потомки становятся более слабыми и мелочными, чудес происходит всё меньше. После потопа жизнь приходит в окончательный упадок.
К смерти герои относятся спокойно и серьезно. Кто-то сходит с ума, кто-то не может никак умереть. Кто-то знает о своей смерти заранее. А кто-то и не умирает вовсе, потому что побеждает смерть.
Живые разговаривают с мертвецами даже больше, чем со своими домочадцами. Мертвецы и живые помогают друг другу.
И центральной темой романа является тема любви. Маркесу удалось красочно представить практически все её виды, начиная от отшельничества и заканчивая скотоложством.
Сто лет одиночества - это длинная цепочка абсурдных событий, которые и составляют нашу человеческую жизнь. Все события происходят таким образом, что некогда живой и волшебный мир рушится и распадается. Последнего потомка некогда великого семейства основателей Макондо съедают муравьи.