Найти в Дзене
ALFAVIT

«Аристократ» из СССР

"Вот по дороге едет ЗИМ, и я им буду задавим" (Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», повесть, 1965г.)

ЗИМ, он же ГАЗ-12, как и любой автомобиль СССР, оставил свой след в массовой культуре страны. Кроме того, находясь в частной собственности, он был маркером некой элитарности и давал ореол избранности своему обладателю.

ГАЗ-12 ("ЗИМ")
ГАЗ-12 ("ЗИМ")

Но давайте начнём с начала: производство автомобиля стартовало в 1949г. на Заводе имени Молотова (отсюда и название) в г. Горький. Это был, по тогдашней советской классификации, седан большого класса, необходимый для замены трофейной автотехники, которая использовалась в государственных учреждениях. Опустим подробности о многочисленных, для отечественных авто, технических новшествах в конструкции машины – таких как несущий кузов, гидромуфта сцепления и прочее. Можно смело сказать, что для своего времени и неизбалованного советского человека, ЗИМ был эталоном комфорта и престижа.

-2

В первое послевоенное десятилетие на дорогах страны ещё было много немецких трофеев. Не будет преувеличением, если сказать, что каждый боевой генерал имел в гараже породистый западный автомобиль, а то и не один. Однако стране был нужен свой, родной символ статуса и высокого положения в обществе, да ещё такой – который можно было бы свободно купить. Да, приобрести ЗИМ было реально – при том, что более доступные и простые Победы были часто в дефиците. Залогом наличия автомобиля в магазине и относительно небольшого спроса была цена в 40.000 дореформенных рублей, что в более чем в два раза выше цены на ГАЗ-М20 Победа. Интересный факт: себестоимость изготовления ЗИМа была в два раза выше его официальной цены. Машины в частном владении в основном были крупных деятелей науки и культуры, известных актёров. Впрочем, прокатиться на ГАЗ-12 мог практически любой советский гражданин – автомобиль выпускался в исполнении такси. Правда цена поездки отличалась от стандартной в полтора раза. Работали такие такси и на московских пригородных маршрутах, и даже ездили в междугородние рейсы. Можно только себе представить эмоции советских граждан, отправлявшихся в такие путешествия. Примерил на себя ЗИМ и медицинский халат – выпускались автомобили и в исполнении «скорая помощь».

-3

Выпуск этого большого седана завершился в 1960 году, а само название ЗИМ заменили на ГАЗ-12 ещё в 1957г. по политическим причинам. Вмешалась политика в судьбу автомобиля ещё раз и в год окончания его производства. По приказу Хрущёва «о борьбе с привилегиями» много персонального чиновничьего транспорта передавалось в таксопарки. После списания из госструктур или такси ГАЗ-12 распродавались частным лицам по вполне доступным ценам, уровня Москвичей или Жигулей. Даже такое массовое «хождение в народ» не сильно подорвало престиж модели, хотя за рулём уже можно было видеть «выпендрёжников», что красочно показано в одном из сюжетов фильма «Следствие ведут знатоки» - этот сериал отражал тенденции и проблемы советского общества того времени.

Известен был ЗИМ и за границей – авто выставлялось на различных европейских выставках. Также, кроме вполне естественных поставок в страны социалистического лагеря, был налажен экспорт в Финляндию и Швецию.

Наследника ГАЗ-12 - знаменитую «Чайку» уже нельзя было купить, и примерно к середине 70-х годов автомобиль стал исчезать из транспортного потока, так и оставшись единственным в своём классе седаном доступным для приобретения гражданином своей страны…