16 июня Coca-Cola объявила об окончательном расставании с российским рынком. Впрочем, в отличие от рынка мебели, для которого уход IKEA стал ударом, разнообразной газировки в России много. Что теперь будут пить россияне?
Праздник больше не придет
Coca-Cola Hellenic Bottling Company (Coca-Cola HBC) останавливает производство и продажу в России напитков под брендами Coca-Cola Company, сообщило Reuters со ссылкой на заявление производителя. Все российские клиенты дистрибьютора сейчас находятся «в процессе опустошения запасов».
«Как только запасы компании будут исчерпаны, Coca-Cola HBC больше не будет производить и продавать Coca-Cola или другие бренды Coca-Cola Company в России», — сказано в заявлении.
Coca-Cola HBC владеет 10 российскими заводами, производящими безалкогольные напитки под брендами Coca-Cola, и эксклюзивными правами на продажу этих напитков в России и еще 28 странах Южной и Восточной Европы.
Согласно данным на сайте Coca-Cola, в российском подразделении компании работает 7 тысяч человек. При этом каждое рабочее место создает до 8,7 рабочих мест у поставщиков и клиентов. В сумме это 66 тысяч дополнительных рабочих мест, утверждала компания.
О будущем активов Coca-Cola HBC, в том числе, производственных мощностей в России, в заявлении компании не сообщается. В мае Coca-Cola HBC объявила, что сосредоточится на развитии локальных брендов.
Помимо Coca-Cola, компании принадлежат бренды напитков Fanta, Sprite, Schweppes, Powerade, Bonaqua, Fuzetea, Adez, Pulpy, Innocent, а также соки Rich, «Моя семья» и «Добрый».
Фанки манки, апельсин и свежий «лаймон»
Однако после демарша Coca-Cola святое место оставалось пустым недолго. Уже вечером того же дня в СМИ стали появляться сообщения, что «заменой напиткам Coca-Cola в России станут» напитки под брендом Funky Monkey и Orange. На этикетках появится обезьяна в наушниках и кепке.
Новости были написаны так, что создавалось ощущение, будто новый бренд напрямую связан с Coca-Cola. Издание «Фонтанка» написало, что напитки под новым брендом «заменят Coca-Cola и Fanta в России», ссылаясь на «участников встречи, на которой компания Coca-Cola провела презентацию газировки».
Позже «Фонтанка» отдельно сообщила, что Sprite в России заменит бренд «Laimon Fresh», снова сославшись на встречу с представителями Coca-Cola.
Бренды Funky Monkey и действительно существуют, пишет The Bell, но до вчерашнего дня они никак не ассоциировались с Coca-Cola. Это одни из многочисленных аналогов «колы» и «фанты», принадлежащие российской компании «Юнайтед боттлинг груп» (ЮБГ).
ЮБГ (а до этого ее предтеча «Хэппилэнд») прежде всего известна как крупнейший в России производитель баночных слабоалкогольных коктейлей, в том числе, знаменитого алкоэнергетика «Ягуар» — в простонародье «Яга». Продажи всех таких напитков в России были запрещены еще в 2018 году. А лимонад под брендом Laimon Fresh продается на рынке еще с 2010 года и производится на заводе ЮБГ в Твери.
Конец эпохи
«Аналоги Coca-Cola» будет выпускать компания Megapack из Видного, рассказал ТАСС зампред правительства Подмосковья Георгий Филимонов. Он заявил, что стоить они будут дешевле Coca-Cola и Fanta.
«Уход Coca-Cola из России не оставит отечественных потребителей без соответствующих напитков. Уже на следующей неделе из города Видное на прилавки магазинов начинаются поставки сильногазированных безалкогольных напитков, произведенных на отечественных мощностях, со всеми знакомым вкусом Fanta и Coca-Cola», — цитирует Филимонова агентство.
Будет ли это «обезьяний бренд» или что-то иное, пока достоверно сказать нельзя. Но ясно одно: Coca-Cola, которая начала работать еще на советском рынке в 1988 году, была вместе с IKEA и McDonald's главным символом капитализма, который в России усердно строили последние 30 лет. И стремительный уход всех трех компаний означает конец этого исторического периода. За которым, судя по всему, могут последовать смутные времена.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал