Современная педагогика уже признала игры в формате квеста одной из самых прогрессивных образовательных технологий. Они стимулируют инициативность и познавательную активность детей, их желание самостоятельно узнавать новое и приобретать навыки. Зародившиеся в компьютерной среде, квесты постепенно вышли в реальность и стали частью образовательного процесса.
Узнайте больше о развитии детей, о новых тенденциях развития и воспитания в нашем образовательном портале ДО.online
В Большой советской энциклопедии отмечено: «Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе».
Что же такое квест?
Квест — это игра, для прохождения которой требуется решить цепочку логических задач. Игроки решают головоломки, ищут предметы (например, ключи, части пазлов) и подсказки для перехода к последующим заданиям. Квесты могут быть командными и индивидуальными, проходить в помещении и на улице.
На самом деле любой квест является образовательным. Детям приходится выстраивать сложные логические цепочки, использовать смекалку, знания об окружающем мире и, конечно, не забывать работать в команде.
Если бы школьное обучение состояло из квестов, 12 лет для прохождения материала не понадобилось бы…
Кто придумал использовать квесты в обучении?
Термин «квест» ввел в педагогику в 1995 году Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Он назвал такой способ обучения когнитивным процессом конструирования, а не просто приобретением знаний.
В основе идеи лежат два образовательных принципа:
1. Когнитивный конструктивизм, требовательный метод исследования обучения Жана Пиадже, швейцарского психолога и философа XX в. известного работами по изучению психологии детей, создателя теории когнитивного развития.
2. Социальный конструктивизм с акцентом на теорию социального взаимодействия и зону ближайшего развития Льва Выготского, русского психолога начала XX в., который связал психологию с педагогикой.
Немного о видах квестов
- Линейный, когда игроки последовательно решают задачи, переходя от одного этапа к другому. Примеры этапов: разгадали загадку — нашли загаданный в ней предмет — в нем или под ним нашли ключик — на следующем этапе применили его, чтобы открыть дверь — нашли там следующее задание , и т.д. В качестве заданий может быть и проведение простого научного эксперимента, чтобы получить следующую подсказку.
- Круговой квест. Участники могут начать игру с любого задания и пройти его в произвольной последовательности. Этот вид игры используется для соревнований между командами, когда каждая начинает игру из своей точки и двигается по своему маршруту в рамках сценария.
- Штурмовой квест. Игроки выполняют задания в любом порядке ради одной, главной цели. Например, решая задачи и выполняя задания на разных этапах, они должны собрать определенное количество ключей, чтобы в итоге открыть одну дверь.
Как создать и провести с детьми квест?
Шаг 1. Определите тему квеста. Задания в игре могут быть посвящены какому-то празднику или сказкам.
Шаг 2. Придумайте сюжет игры. Например, выберите героя, которого необходимо освободить из плена. Можно использовать сюжет известной сказки, например, «Колобок».
Шаг 3. Придумайте задания, выполняя которые участники будут проходить этап за этапом.
Шаг 4. Соберите необходимый реквизит: записки с заданиями, мини-игры, головоломки, предметы, которые будут собирать в процессе прохождения квеста игроки. Предварительно разместите их на выбранной локации, но незаметно для участников игры.
Шаг 5. Продумайте подсказки.
Педагог только координирует игру, но не участвует в ней. В финале игроки могут получить заслуженные призы.
Примеры квестов:
Уличный квест «Свистать всех наверх»
Команда ребят отправились в путешествие к далекому острову на небольшом деревянном корабле.
Значительная часть пути уже оставалась позади, когда сильный шторм разбил корабль о скалу. Ребятам удалось спасти значительную часть снаряжения и большую лодку.
На этой лодке еще можно добраться до ближайшего порта, но придется преодолеть еще много морских миль, а это не один день пути, полной опасностей и всяких неожиданностей.
Но вот проблема, все спасенное снаряжение не вмещается в маленькую лодку.
Нужно принять решение – что взять с собой, а что оставить.
В лодку можно погрузить только 80 кг груза и экипаж.
Мобильной связи и других средств связи у вас нет, помощь не придет.
Выберите нужное вам снаряжение, так, чтобы его вес не превышал 80 кг.
В пути вас ожидает множество трудностей и опасностей, какие из них вы сочтете наиболее важными, и как от них вам поможет спастись взятое снаряжение?
Возможные опасности:
• Жажда
• Голод
• Палящее солнце, жара и солнечные ожоги.
• Ночной холод, холодный ветер.
• Опасность сбиться с курса.
• Нападение страшных морских животных.
• Нападение пиратов.
• Страх.
• Простуда и другие болезни.
• Скука.
У вас есть 20 минут, чтобы договориться, что ваша команда грузит в лодку, а что оставляет на месте кораблекрушения.
Но сначала вы должны определить, как ваша команда будет принимать это решение:
• Либо вы выбираете капитана, и он принимает решение за вас
• Либо вы принимаете решение единогласно, при этом каждый из вас должен быть согласен с каждым пунктом списка.
• Или вы можете принять решение большинством голосов.
Способ выработки решения считается принятым, если за него проголосовали все единогласно.
Капитан считается выбранным, если за него проголосовали единогласно.
После этого команды выбирают то снаряжение, которое они возьмут с собой и подтверждают свое решение прежде выбранным способом по всему списку сразу.
Список снаряжения:
1. Бутылки с водой, каждая весит по 10 кг, всего их 5 штук. Каждый член экипажа выпивает в день от половины литра (при этом чувствует жажду, до 1 литра – комфортное состояние). Как раз начинается сезон дождей и возможно вам удастся пополнить запасы воды, но тогда потребуются емкости для ее хранения. Ваше путешествие домой может продлиться от 10 до 17 дней. Человек без воды умирает на 4-5 день.
2. Коробки с продуктами 40 коробок по 1 кг. Если съедать в день по одной коробке на весь экипаж, то голода вы чувствовать не будете, а если по половине коробки на всех, то сил будет достаточно, но есть все время будет хотеться. Без еды человек может прожить не менее двух недель.
3. Ружье с патронами 5 кг. В открытом море птиц нет, но вдруг придется защищаться от пиратов?
4. Удочки и рыболовные снасти – 1 кг. В пути можно ловить рыбу, вот только как ее приготовить?
5. Навигационные приборы и карты – 3 кг. Благодаря им, вы сможете ориентироваться и знать куда плыть и сколько еще осталось до земли.
6. Большой кусок парусины (брезента) – 10 кг, полезная вещь, можно и от жары и от холода укрыться, и парус поставить, если подует попутный ветер и дождевую воду собрать.
7. Зеркало – 1 кг. Как вы думаете, зачем может пригодиться зеркало морякам?
8. Портативная плитка - 5 кг. Хоть продукты из аварийного набора и можно есть холодными, но горячие они вкуснее, да и пойманную рыбу можно пожарить..
9. Запас горючего к плитке 10 баллонов по 1 кг. Одного баллона хватит, чтобы приготовить еду на команду 2 раза
10. Большой котелок 3 кг. В нем можно готовить пищу, хранить воду, солить рыбу.
11. Запас соли 3 кг.
12. Топор 2 кг.
13. Спасательные жилеты 10 штук по 1 кг каждый.
14. Теплая одежда 6 комплектов по 3 кг. Вроде и лето, но бывает задует холодный ветер или пойдет холодный дождь.
15. Настоящая пиратская сабля 1 кг – купили по случаю на одном из островов.
16. Запас гвоздей 3 кг.
17. Посуда (миски и кружки) 3 кг.
18. Зажигалка
19. Спички
20. Ракетница с сигнальными ракетами 1 кг.
21. Увеличительное стекло.
22. Большая аптечка, лекарства почти на все случаи жизни 3 кг.
23. Маленькая аптечка – только все самое необходимое, йод, бинты, жгут, таблетки от боли.
24. Веселая книжка с картинками и анекдотами 1 кг.
Удачи, пираты!
Узнайте больше о развитии детей, о новых тенденциях развития и воспитания в нашем образовательном портале ДО.online