Найти тему
Крыска- гедонистка

ПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА. ЧТО РАЗРЕШАТЬ РЕБЕНКУ?

Оглавление

ПОЧЕМУ ПРАВИЛА ЭТО ВАЖНО?

Большинство людей ненавидит неопределенность. Вспомните свой мандраж, когда случаются события исход, которых неизвестен: будь то пресловутый коронавирус, или долгожданное повышение на работе. А теперь представим, как чувствует себя ребёнок… Ему незнакомы многие затёртые истины, поэтому правила, которым следует вся семья, делают его жизнь понятной и предсказуемой. Как следствие, он чувствует надежность, уверенность и доверие к этому миру.

Некоторым родителям сложно установить границы правил и не ощутить чувство вины, они пугаются обиды и непослушания. В других семьях наоборот. Правила – это догмы, а будни ребенка напоминают поездку в лагерь строгого режима, где очень много "ДОЛЖЕН" и практически не существует "ИМЕЕШЬ ПРАВО".

Предлагаю Вам методику, которая поможет установить понятные семейные правила. Запаситесь маркерами, ручками и цветными листами четырех цветов на ваш выбор (например: зеленый, фиолетовый, оранжевый, красный). Разбудите свои творческие способности, расшевелите в себе латентного дизайнера.

"ТЫ ИЗ КАКОГО СЕКТОРА?"

Все правила мы делим на четыре сектора/зоны допустимости:

Зелёный сектор. В зелёной части изложите все, что разрешено делать ребенку – это пространство его свободы и выбора, в которое Вы не вмешиваетесь. На этом этапе могут возникнуть трудности у тех, кто хочет во всем контролировать своих детей, но он необходим для самореализации вашего малыша или подростка.

Что написать? Чем длиннее зелёный список, тем проще с остальными секторами. Поэтому запишите в него по максимуму все, что возможно. Например, ребенок сам решает:

  • какую одежду носить;
  • с какой причёской пойдёт гулять;
    *даже если это хаер на всю голову, цветные пряди
  • в какие игрушки играть;
  • какую музыку слушать;
    *Вы любители русского рока, а дочь обожает K-pop, пусть так;
  • в какую секцию записаться.
    * это простое правило удивляет некоторых взрослых: "Как же так? он не хочет ходить на курсы по изучению пятисот языков"

Фиолетовый сектор .Он занимает промежуточное положение, позволяет ребенку обрести внутреннюю дисциплину. Изложите в нём действия, в которых ему предоставляется относительная свобода. Такие как:

  • во дворе гулять можно, но не дальше;
  • гулять можно до 20:00 (и учитывайте возраст ребенка в выборе времени);
  • пылесосить следует каждый день, но в любое удобное для тебя время;
  • садись за уроки, когда хочешь, но закончить нужно до 21:00 и др..

Оранжевый сектор. Сюда Вы поместите те действия, которые обычно не приветствуются, но допускаются в виде исключений.

  • обычно мы ложимся спать в 23:00, но сегодня праздник/ важный матч, поэтому допускается лечь позже;
  • пока родитель на работе/ ребенок в школе – писать только смс, но можно звонить, если вопрос срочный;
  • не трогать аптечку без взрослых, но если поранился, допускается взять перекись, пластырь и др.

Красный сектор. Здесь все, что неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Это могут быть даже самые очевидные правила, но обозначить их важно. Например, не допускается:

  • открывать дверь незнакомым людям;
  • домашнее насилие (драки, унижения и т.д.);
  • садиться в машину к незнакомым людям;
  • воровать и др.

Рекомендации:

1. Обсудите правила с ребёнком или составьте их вместе, так вы проявите уважение, разделите с ним ответственность. Также согласуйте правила между взрослыми членами семьи.

2. Соблюдайте определенные семейные правила наравне с ребенком, например: "не входить в комнату без стука".

3. Правила должны быть уместны в Вашей семье, их не должно быть много.

4. Можно разместить плакат / карточки с правилами на видном месте, тогда в нужный момент надо только посмотреть, в каком списке находится возникшая ситуация.

Что почитать:

1. Гиппенрейтер Ю. "Общаться с ребёнком. Как?"

2. Гиппернейтер Ю. "Поведение ребёнка в руках родителей"

3. Маккензи Р. "Упрямый ребёнок. Как установить границы дозволенного"

P.S.

Эту модель секторов можно использовать в любых отношениях потому, что тут Вы обозначаете границы, которые позволяют не пускать отношения на самотёк.

Автор текста и коллажей: Алина Соколова, психолог