Вчера я встретила Людмилу Ивановну, давно ее не видела. Разговаривали мы с ней года два назад, тогда я еще у себя на страничке ВК ее воспоминания написала. Людмила в городе проводит несколько зимних месяцев, остальное время живет в деревне. Говорит, что после публикации ее истории, Люськой уже не зовут, все больше по отчеству величают.
Впрочем, напомню ее рассказ о жизни и работе.
Людмила сидела на кухне у окна. На дворе было сыро, мрачно и тоскливо. Ей уже за 70 лет, но за маленький рост, моложавое лицо пожилые люди в деревне по-прежнему ее называют Люськой. Иногда в разговоре уточнят: «Да знаешь, Люська-продавщица». Давно Людмила Ивановна живет в городе, ездит в деревню лишь летом, но годы молодости, проведенные в деревне, вспоминает с особой теплотой:
-Родилась я сразу после войны, хотела быть артисткой, да стала продавщицей. Работала в сельском магазине с конца 60-х годов прошлого века, много всего повидала.
Раньше все продукты упаковывали в бумагу. Большие такие рулоны привозили, отмотаешь, разрежешь, а потом кульки заворачиваешь. Тоже нужна сноровка, чтоб кульки не разворачивались. Песок и соль, конфеты, да и все прочее в кульки фасовали. Бумага была плотная. Если белая, в хозяйстве использовали для бытовых нужд, да и серую тоже применяли. Не знали мы целлофана да пластика.
Помню, конфеты-подушечки привезли к нам все расплывшиеся. Разрезала я их ножом и продавала, люди с удовольствием брали, вкуснотища…
А рыба заморская, неизвестная-мойва первый раз поступила, покупали плитами целыми, понравилась рыбка. Зато минога, долго пролежала, никто взять не решился «больших червей», тем более говорили, что готовить ее надо по-особому. Потом куда-то в общепит отправили.
Дети в те годы росли не избалованными, конфеты покупали по 1-2 штучки. Дадут родители на кино 5 копеек, много не сэкономишь.
Правда и взрослые экономили. Помню случай. Бань личных было мало и большинство людей ходило в общую баню. Суббота была мужским днем. Часто после бани заходил ко мне в магазин представительный такой мужчина, не буду называть имени, среди других продуктов брал «маленькую» водки. Жена знала, только все время удивлялась, откуда у него деньги, отчитывается всегда за каждую истраченную копеечку. Не стала я разглашать ей наш секрет. Дело в том, что мужчина работал бухгалтером и в цифрах толк знал, вместо 1 килограмма какого-нибудь продукта покупал грамм 800-900.
В те годы молоко с фермы завозили в магазин, и многие сельчане его покупали. Обычно с утра оставляли на столе в магазине пустые 3 литровые эмалированные бидончики. Молока могло на всех и не хватить. Поступит оно с фермы, разолью по бидончикам, люди приходят, расплачиваются и забирают свое молоко. В основном бидоны все одинаковые были, для отличия привязывали к дужкам разноцветные веревочки. А один выделялся особо, с наклеенной картинкой красивой женщины. Все знали, что бидончик «с девкой» принадлежит Мише. Картинка была прочная, не смывалась и не вытиралась.
Иногда брали продукты под запись, но такое случалось очень редко и все расплачивались сразу с получки или пенсии.
Часто можно услышать, что продавцы обсчитывают, обвешивают. Честно вам скажу, я этим не занималась. Мне еще бабушка говорила: «Люська, не обманывай людей, не будет счастья». Счастье-то у меня было, правда с женатым мужчиной. Впрочем, как сейчас говорят, это совсем другая история.
Пишите, если понравились мои рассуждения, буду очень рада.