«Каким человеком ты считаешь себя?» – «Разным». Вот так 28 июня 1970 года ответил Владимир Высоцкий на анкету, которую составил 20-летний рабочий сцены театра на Таганке Анатолий Меньшиков. Именно таким «разным» представлен Высоцкий на монетах российских медальеров. Но обо всём по порядку.
Впервые Владимир Высоцкий появился на монете в 2010 году. Эта памятная монета по эскизу Андрея Батуры была отчеканена HelveticMint (Швейцарским монетным двором). Эмитентом выступило Ниуэ (англ. Niue) – самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией (Ниуэ – остров Полинезии диаметром примерно 18 км.
Население – около 2 тысяч человек. Власть там осуществляют премьер и три министра. В парламенте острова 20 человек. Согласно Конституции, формальной главой государства Ниуэ является Её Величество Королева Великобритании, которую на острове представляет генерал-губернатор Новой Зеландии. Международные отношения Ниуэ тоже ведутся Новой Зеландией, от которой остров реально зависит. Без дотаций островное государство просто не могло бы существовать, поскольку импорт во много раз превышает экспорт. Основной валютой на острове Ниуэ является новозеландский доллар, но с некоторых пор там выпускают и собственные монеты. В основном их изготавливают для коллекционеров, но они имеют хождение и в самой Ниуэ как средство оплаты. – Прим. ред.). Монета весит 31,1 г (одна тройская унция), диаметр монеты 40 мм, толщина – 2,65 мм, тираж – 1938 штук. Монета изготовлена из серебра 999 пробы. На реверсе монеты в правом нижнем углу методом тампопечати воспроизведена фотография Владимира Высоцкого, сделанная Владимиром Мурашко в мае 1979 года.
Несколько позже, но в том же 2010 году в африканской Республике Малави была выпущена монета «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ». Диаметр монеты 40 мм, а вот вес монеты, изготовленной из серебра 999 пробы, составил всего 20 г. Этого удалось достичь, уменьшив толщину монеты до 1,8 мм. К сожалению, рельефная двухсторонняя чеканка серебряных монет такой толщины невозможна, но себестоимость этих монет существенно ниже.
На зеркальном поле диска монеты в правой части расположена фотография Владимира Высоцкого с гитарой, сделанная Валерием Плотниковым 7 июля 1975 года. На поверхность монеты фотография нанесена методом тампопечати. Слева – рельефное изображение скрипичного ключа, стилизованные изображения нотного стана, нот и рельеф, отдалённо напоминающий фигуру Высоцкого в роли Гамлета, справа вверху – надпись: «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ». Тираж монеты – до 10 000 штук.
Следующая монета вышла в 2012 году вновь в Ниуэ. Чеканил монету Швейцарский монетный двор. Общая масса монеты, изготовленной из серебра 999 пробы, не превышает 20 г. Диаметр – 40 мм. Тираж монеты – до 5000 штук.
Ничего примечательного в новой монете нет – так же в правой части монеты методом тампопечати воспроизведена фотография Владимира Высоцкого. На этот раз – фотография, сделанная Аркадием Гершманом в июле 1973 года.
В 2015 году по заказу Центрального банка государств Западной Африки для Республики Бенин Швейцарский монетный двор отчеканил монету «VLADIMIR VYSOTSKY – ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ» (именно так указано на самой монете). К сожалению, и у этой монеты, изготовленной из серебра 999 пробы, масса не превышает 20 г. Диаметр – 40 мм, толщина монеты – 1,8 мм, тираж монеты – до 15 000 штук.
В отличие от предыдущих работ, в этой монете использовано не общеизвестное фото Владимира Высоцкого, а оригинальное художественное произведение – картина самарской художницы Анны Горбуновой «Высоцкий». Это портрет, получивший приз зрительских симпатий на международном конкурсе «Лучший портрет – образ В.С. Высоцкого» в 2012 году. Сюжет картины – не копия с фотографии, а собирательный образ Владимира Высоцкого. Картина написана маслом на холсте 116x81 см. В настоящее время она находится в Национальной портретной галерее в Москве.
На поверхность монеты картина нанесена методом тампопечати. Слева от картины – силуэт гитариста с шестиструнной гитарой, сидящего на офисном стуле, справа и слева – узоры, отдалённо напоминающие скрипичный ключ и ноты.
Следует упомянуть ещё одну очень странную монету Республики Бенин, также выпущенную Швейцарским монетным двором, но уже в 2020 году. Монета изготовлена из серебра 999 пробы. Масса не превышает 20 г. Диаметр – 40 мм, толщина монеты – 1,8 мм, тираж – до 5000 штук.
И хотя имя Владимира Высоцкого упомянуто только на обёрточной картонке, стилизованной под сертификат соответствия, на саму монету методом тампопечати нанесена фотография Высоцкого и Марины Влади, сделанная в августе 1973 года на борту теплохода «Шота Руставели». Обрывки строк «Пусть на листьях не бу… Пусть луна с небом пас…» не оставляют сомнений – при создании монеты авторы думали о Высоцком! Остаётся загадкой, о чём ещё думали авторы, поместив на монету стилизованное изображение человека с отрезанной головой и коленями назад, с четырёхструнной гитарой за спиной. Чрезмерно стилизованные изображения нот не несут в себе осмысленной информации и призваны, судя по всему, заполнить пустые места на поверхности.
В нашем государстве есть определённые традиции выпуска памятных монет. Например, не появлялись на монетах выдающиеся личности до их столетнего юбилея. Традиция была нарушена в день 75-летия Председателя Правительства Российской Федерации Виктора Черномырдина. Владимир Высоцкий удостоился чести быть увековеченным на памятных серебряных монетах в год своего 80-летия.
23 января 2018 года Центральный банк Российской Федерации выпустил в обращение памятную серебряную монету «Творчество Владимира Высоцкого» номинальной стоимостью 25 рублей. Качество монеты – «пруф» (специальная технология чеканки монет и медалей улучшенного качества), металл – серебро 925 пробы, общая масса – 169 г, диаметр – 60 мм, толщина монеты – 6,6 мм, тираж – 1500 штук.
Пять унций чистого серебра. Щедро. Не скупясь. По-русски от всей души!
На зеркальном поле диска – выразительный рельефный портрет Владимира Высоцкого с гитарой, слева – театральный меч Гамлета, на втором плане – силуэты пляшущих в такт коней, выполненные при помощи лазерного матирования. Автор эскиза – ведущий художник дизайнерского центра АО «Гознак» Антон Шаблыкин. Скульптор – Александр Бессонов. Чеканка – Московский монетный двор (ММД).
15 августа 2018 года Центральный банк Российской Федерации выпустил в обращение ещё одну памятную серебряную монету «Поэт, актёр В.С. Высоцкий». На этот раз монета номинальной стоимостью 2 рубля вышла в серии «Выдающиеся личности России». Качество монеты – «пруф», металл – серебро 925 пробы, общая масса – 17 г. Диаметр – 33 мм, толщина монеты – 2,4 мм, тираж – 3000 штук. Монета почти полностью повторяет предыдущую. Чеканка – Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
В привычные рамки огромного шестидесятимиллиметрового поля пятиунцовой монеты Высоцкий не лез. Он очень разный. И у каждого – свой. Кто-то прежде всего вспоминает радиста Володю с гитарой из фильма «Вертикаль». Кто-то вспомнит готовые разорваться набухшие вены на жилистой шее, бешеное напряжение сил и нервов. А для кого-то Высоцкий – это, прежде всего, непревзойдённый мастер слова, обладающий абсолютным слухом поэт.
Решение показалось простым – раздвинуть рамки! «Творчество Владимира Высоцкого» – это серия памятных монет. Три лучшие роли в театре, три лучшие роли в кино. Высоцкий-поэт, Высоцкий – автор и исполнитель собственных песен.
Владимир Высоцкий в роли Галилея в спектакле театра на Таганке «Жизнь Галилея» (1966 г., режиссёр Ю. Любимов)
В начале спектакля Высоцкий произносит монолог, стоя на голове. Лёгкая походка, мальчишеская стрижка, и только простая, грубая и тяжёлая тёмно-коричневая мантия, полы которой влачились по земле, давит на плечи. Полное отсутствие грима, хотя действие пьесы тянется около тридцати лет.
Актриса Алла Демидова: «Галилей – первая большая роль Высоцкого, которую он делал на свой манер. Рисунок роли лепился как бы с себя... Игрался не характер, а тема – в смертельном поединке сталкивался прогресс с инквизицией, доказывая, что свобода науки – мнимая, что компромисс её с реакцией неизбежно приводит учёного к полному духовному опустошению и преждевременной гибели. Сюжет, разыгрывавшийся три столетия назад, воспринимался как сегодняшний».
Спектакль получил высокую оценку:
«В «Жизни Галилея» рядом с режиссёром впервые в полный рост поднялся актёр В. Высоцкий, исполняющий роль Галилея». (И. Вишневская, «Вечерняя Москва» от 13.06.1966).
«В театре на Таганке родился актёр, удивительный по умению пластически, мужественно сыграть такую роль, которая подвластна только большим художникам». (В. Фролов, «Юность» №10, 1966 г.).
«Необыкновенно яркий режиссёрский рисунок, острое геометрическое изображение быта сочетаются с великолепными актёрскими работами. Среди них следует особо отметить В. Высоцкого, создающего Галилея – молодого человека, полного сил, дерзости, лукавства, гения, склоняющегося перед обстоятельствами и вместе с тем побеждающего их». (М. Поляков, «Наш современник» №4, 1967 г.).
Это первое высшее достижение Высоцкого – он вырос до актёра социального звучания, превратился в актёра, способного играть самые масштабные и сложные роли.
На эту тему была выпущена монета «Владимир Высоцкий. Галилей». Художник Анна Малокостова при участии Валентины Черемхиной, скульптор Анна Малокостова. Вес монеты – 31,1 г, диаметр – 39 мм, тираж – 250 штук. Монета изготовлена из серебра 925 пробы.
Владимир Высоцкий в роли поручика Александра Брусенцова в фильме «Служили два товарища» («Мосфильм», 1968 г., режиссёр К. Карелов)
Концентрация силы, напора, полной уверенности, мужественности, решительности – на этих качествах построил Высоцкий характер своего героя.
Н. Крымова: «...Никто не ждал, что поручик Брусенцов в фильме «Служили два товарища» станет столь глубоким актёрским созданием. Партнёры говорят, что всё произошло от совпадения роли со стихийным, «нутряным» темпераментом Высоцкого. Стихия в нём, действительно, жила. Но, как обнаружил экран, было и другое. Равнодушие ко всем накопленным в подобных ролях приёмам; способность пройти мимо всех этих штампов, даже краем их не зацепив; в момент наивысшего буйства темперамента – подсознательное ощущение кинокамеры и той точной меры, которая нужна киноплёнке. Всё это есть не что иное, как высший актёрский профессионализм.
Он получал достаточно формальные задачи: перекричать толпу на пристани, провести через эту толпу коня и т. п. Экран обнажил, насколько неформально, осмысленно и одержимо выполнял всё это Высоцкий. Ему дали коня. Он взял его так, как берёт лошадь только тот, кто связан с ней жизнью. Взял и приблизил к себе конскую морду, как потом делал это только в песнях. Конь и человек слились в одно. И на экране конь стал символом жизни. Естественное и прекрасное братство коня и человека кончалось смертью – человек, потерявший веру, своей рукой уничтожал и этот высокий природный союз, и самого себя. Высоцкий играл трагедию, безо всяких на то поправок – крупно, резко, до конца. Роль Брусенцова осталась лучшим его созданием на экране».
Монета «Владимир Высоцкий. Служили два товарища». Художник Валентина Черемхина, скульптор Иван Копыткин. Вес монеты – 31,1 г, диаметр – 39 мм, тираж – 250 штук. Монета изготовлена из серебра 925 пробы.
Владимир Высоцкий в роли Хлопуши в спектакле театра на Таганке «Пугачёв» (1968 г., режиссёр Ю. Любимов)
В. Бакин: «Роль Хлопуши небольшая – в ней нет и сорока стихотворных строк.
Но Высоцкий сделал её чуть ли не главной, возложив на своего героя огромный идейный и эмоциональный груз».
А. Сабинин: «В Хлопуше совпало всё! Его поэтическая сущность была шире, чем те возможности, которые до этой роли давал ему театр. И всё, чем наградила его природа, – талант, широта натуры, яростный темперамент – всё это сошлось в Хлопуше!»
«Поэтичность и огневой темперамент слагают своеобразный сценический характер Хлопуши в исполнении Высоцкого. Уральский каторжник, стремящийся к Пугачёву, передаёт в спектакле неистовый мятежный взлёт, характерный для размаха «пугачёвщины», взлёт, сделавший крестьянское восстание таким устрашающим для самодержавия. Слушая Хлопушу-Высоцкого, словно видишь за ним взвихрённую, взбунтовавшуюся народную массу, вспененную могучую лаву, неудержимый поток, разлившийся по царской России. Своеобразный голос артиста способствует силе впечатления, его оттенки как нельзя больше соответствуют характеру Хлопуши, воплощённому в строках есенинских стихов, – сложной человеческой судьбе, надорванному, но не сломленному человеческому духу». (Ю. Головашенко, «Советская культура» от 14 декабря 1967 года).
В. Калмыков (один из мальчиков 8–10 лет, принимавших участие в спектакле): «Что потрясло – Высоцкий, особенно когда он читает монолог Хлопуши. Я смотрел снизу на помост, из-за кулис. Так что рассмотреть удавалось очень хорошо. Ну, во-первых, это комок энергии. Актёр совсем другого качественного порядка. Он был весь как шаровая молния. Эта напряжённая шея... Я потом не раз видел её на фотографиях, но наяву это гораздо сильнее. Казалось, что в каждую следующую секунду он взорвётся изнутри. И ещё глаз навыкате. С противоположной ложи светил прожектор прямо на меня, и глаз его преломлял этот луч... Я-то, в сущности, не понимал, о чём кричит этот человек, которого швыряют цепями по сцене, но это было и не так важно. Главное – ощущение убедительности, что он прав в своём крике, требовании, претензии».
Н. Крымова: «Трагическое и шутовское в спектакле было неразделимо. Высоцкий в нём сыграл роль трагедийную и выступил автором-скоморохом. Он побывал и на помосте, где секут головы бунтарям, и постоял в толпе глазеющих, и подсказал им слова. Он посмотрел на всё изнутри и со стороны – дикими очами Хлопуши, глазами мужиков и сам по себе, как художник.
«Пугачёв» дал почувствовать Высоцкому-поэту свои корни, уходящие глубоко в самую толщу народной жизни и русской истории. Традиции скоморошества – важнейшие в смеховой национальной культуре. Считалось, что они умерли, но нет. Высоцкий их воскресил и упрочил. Ёрничанье – не только одно из слагаемых национального артистизма, но и одна из примет национального характера, путём смеха защищающего (а то и спасающего) в себе некие серьёзные нравственные основы. Это определённый звук, без которого нет русской песни. Этот звук требует публики, он нуждается в публичности, ибо в нём заключена потребность разрядки – и для исполнителя, и для толпы.
Участие в «Пугачёве», таким образом, было больше, нежели просто актёрское исполнение одной роли, больше, чем один, созданный актёром образ. В «Пугачёве» выступил актёр-поэт, уникальная его природа обогатила спектакль, а поэт пошёл дальше, своей дорогой...»
Монета «Владимир Высоцкий. Хлопуша». Художник и скульптор Эдуард Тользин. Вес монеты – 31,1 г, диаметр – 39 мм, тираж – 250 штук. Монета изготовлена из серебра 925 пробы.
Владимир Высоцкий в роли Гамлета, сына прежнего и племянника нынешнего короля, в спектакле театра на Таганке «Гамлет» (1971 г., режиссёр Ю. Любимов)
И. Смоктуновский: «Это можно принимать, можно не принимать, но с этого дня играть Гамлета так, как играли раньше, уже нельзя!»
«Гамлет у В. Высоцкого простой и скорбный... Печаль его не светла. Владеет им иссушающая тоска, мучительная ненависть, от которой перехватывает горло. Боль его за человечество – не какая-нибудь философически умозрительная – самая настоящая боль, сгибающая пополам, останавливающая сердце». (А. Бартошевич, «Советская культура» от 14 декабря 1971 г.).
Н. Крымова: «В репетициях он всегда был примером сосредоточенности. Но работа над «Гамлетом» требовала ещё и смирения, а смирить этого человека было невозможно... Гамлет не подстраивался к известному ряду, а выламывался из него – прежде всего благодаря Высоцкому. В зале было немало вопросов. Стихи Пастернака – можно ли сопровождать их гитарой? Некоторые радовались, другие пожимали плечами. И если вот так сразу, в самом начале одним стихотворением, да ещё с такой силой подан весь сгусток смысла – то что играть дальше? И голос Высоцкого кому-то показался грубым, и манеры шокировали не только Гертруду. «Если герои Шекспира в трагедии выражаются как конюхи, нам это не странно», – писал Пушкин.
Но нам было странно. Шекспира театр на свой лад веками обрабатывал, и его грубость не избежала разнообразной эстетической обработки. А у Высоцкого манера выражаться не имела никакого привычного лоска, никакой изящной обёртки. Он вышел на сцену таким, каким был. И сыграл не что иное, как свою судьбу. Вряд ли он сам понимал это. Ещё меньше – не веря в силу пророчеств – понимали мы».
Монета «Владимир Высоцкий. Гамлет». Художник Лариса Петрова при участии Валентины Черемхиной, скульптор Лариса Петрова. Вес монеты – 31,1 г, диаметр – 39 мм, тираж – 250 штук. Монета изготовлена из серебра 925 пробы.
Владимир Высоцкий в роли Дон Гуана в фильме «Маленькие трагедии» («Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР, 1979 г., режиссёр М. Швейцер)
Э. Лындина: «…Дон Гуан в «Каменном госте» в чём-то несёт в себе черты и Чарского, и импровизатора. Словом, прежде всего и больше всего он – поэт, и этим пронизано, определено его отношение к жизни. Несмирение – особенность характера всякого художника – ведёт его из изгнания в Мадрид, в дом Лауры, где Дон Гуану грозит смерть. Несмирение сообщает настойчивость и силу его увлечению Доной Анной. Дон Гуан бросает вызов – людям, судьбе, року и так же смело вступает с ними в бой. В. Высоцкий создаёт характер Дон Гуана как бы несколькими ударами кисти, освобождая роль от подробностей, частностей. Отсветы счастья – а этот человек умеет быть счастливым – контрастно оттеняют трагический склад его характера. Смерть Дон Гуана от «каменной десницы» Командора, принятая им с настоящим достоинством, подводит итог прожитой жизни, где были и щедрость, и красота, и ощущение полноты уходящих дней».
Монета «Владимир Высоцкий. Маленькие трагедии». Художник Валентина Черемхина при участии Ларисы Петровой, скульптор Лариса Петрова. Вес монеты – 31,1 г, диаметр – 39 мм, тираж – 250 штук. Монета изготовлена из серебра 925 пробы.
Высоцкий – автор и исполнитель собственных песен
Н. Крымова: «Высоцкий выходит на эстраду как автор песен – поэт и композитор. Театр сформировал этого актёра по своему образу и подобию. В таком виде он и вышел на эстраду – шансонье с «Таганки». Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он, наконец, появился. Появился и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту, чужой музыке. Новый живой характер не вошёл даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где всё слито воедино: текст, музыка, трактовка. Песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нём рождаются, в нём живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное – заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера.
Юрий Любимов отбирал, воспитывал и всячески поддерживал актёров, способных к синтетическому искусству. Умеешь петь – прекрасно, играешь на гитаре – вот тебе гитара. Кроме того, надо научиться акробатике, пантомиме, чтению стихов, психологическим этюдам – всё это пригодится, из всего этого будет строиться спектакль. Сочинительским, импровизационным способностям актёров давался полный простор. Это, конечно, особая школа и особый театр. Он нуждается лишь в коврике и зрителях, остальное творит искусство актёра и фантазия присутствующих.
Высоцкий – один из представителей такого «уличного» театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без неё – он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-нибудь ещё. Всё это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар даётся артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что под ним пол ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но, когда он берёт в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращённые к зрителям глаза, когда актёр остаётся самим собой, тут начинается самое интересное.
Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них – это своеобразные маленькие драмы, следующие одна за другой, то весёлые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени. Они все вместе дают неожиданную картину этого времени и человека в нём. Грубоватая «уличная» манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания – это даёт особый эффект. По стилю – это брехтовские зонги, перенесённые на нашу русскую почву.
Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безболезненно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активное интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к её разуму. Высоцкий поёт так же – наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, «вообще в зал», а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоёвывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая.
Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чём до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут».
Монета «Владимир Высоцкий». Скульптор – Иван Копыткин. Вес монеты – 31,1 г, диаметр – 39 мм, тираж – 250 штук. Монета изготовлена из серебра 925 пробы.
Монета «Владимир Высоцкий». Художник Лариса Петрова при участии Валентины Черемхиной, скульптор Лариса Петрова. Вес монеты – 31,1 г (одна тройская унция), диаметр – 39 мм, изготовлена из серебра 925 пробы, тираж – 250 штук. Это классическая русская монета. Идеальная по форме и содержанию. Гениально простая. Неповторимо сложная. Один из лучших образцов современного медальерного искусства.
Полностью серия монет «Творчество Владимира Высоцкого» была отчеканена на Московском монетном дворе по заказу Министерства финансов и экономического планирования Республики Гана в период с 2018 по 2021 год.
Остаётся только поблагодарить сотрудников, специалистов, гравёров, технологов, художников, трудившихся над созданием этих шедевров миниатюрной пластики.
Оценка обывателя по фотографии в газете не идёт дальше «похож-непохож». Не следует требовать от рельефа монеты фотографической точности. Это монета. Монету следует видеть вживую. Подержать в руках. Насладиться чарующей игрой света, кончиками пальцев ощутить энергетику драгоценного металла. Монета – это уникальное художественное произведение. Это символ. Символ нашего времени, уходящего в вечность.
Наша справка
1. Монетовидные жетоны, изготовленные кустарным способом, псевдомонеты несуществующих государств и поделки, выполненные на основе реальных циркулярных монет, не имеют какой-либо коллекционной ценности и здесь не упомянуты.
2. Памятные монеты – это особый вид монет, выпущенных в честь каких-либо событий в истории, в память о выдающихся личностях, к юбилейным датам. Как правило, памятные монеты изготавливаются относительно небольшим тиражом из драгоценных металлов с использованием сложных технологий и методов художественного оформления и предназначены прежде всего для коллекционеров. Такие монеты становятся уникальным произведением искусства, если в основе их создания лежит кропотливая и талантливая работа художника, создающего эскиз монеты, скульптора-медальера и специалистов монетного двора.
Памятные монеты являются законным средством платежа и могут находиться в обращении.
3. Внедрение в начале века инновационной технологии тампопечати
(тампонная печать) в процесс изготовления монет фактически привело к деградации медальерного искусства как искусства мелкой пластики. Поэтому в России пёстрые монеты до сей поры считаются несерьёзной игрушкой. К исторической традиции чеканки русских памятных монет следует отнести в первую очередь классическое рельефное изображение, выполненное рукой скульптора. В процессе изготовления монет практически на всех стадиях применяются компьютеры. Современные программы позволяют упростить и облегчить труд многих специалистов, но не вызывает сомнения, что в части создания рельефного портрета искусственный интеллект никогда не сможет заменить скульптора человека.
4. Отличительная особенность монет, отчеканенных в качестве «пруф» (рrооf) – это зеркальное поле и матовый рельеф. В соприкосновении с другими предметами такие монеты моментально теряют свой блеск, обретают пятна и царапины. Поэтому хранить такие монеты рекомендуется в прозрачных защитных капсулах. Брать их следует только в специальных перчатках и только за гурт (ребро монеты).
5. Технологии производства монет продолжают развиваться. Следует отметить деликатное применение художниками метода лазерного матирования, например, на монетах «Галилей», что позволило создать интересное пластическое решение сюжета.
6. Аверсом монеты принято считать ту сторону, на которой изображён государственный герб или портрет королевы.
7. Указание тиража «до 10 000 штук» означает, что государственный регулятор (например, Резервный банк Малави) произвёл эмиссию наличных в объёме 10 000 монет, но специализированное предприятие (монетный двор) изготавливает не весь тираж одновременно, а в несколько этапов, в объёме поступающих от регулятора заказов.
Иван ПЕТРОВ, фото автора