Найти в Дзене
Prostoeslojnoe

Классические аллегорические символы в искусстве Европейской живописи XVII века

Живопись в европейском искусстве, а особенно в 17 веке просто наводнена аллегорическими образами. Но что это такое, зачем и почему существует? разберёмся с аллегорией и ее образами в живописи.

Аллегория- специфический жанр, где путем иносказательных образов и символов мастер может выразить идеи и темы которые не могут быть выражены напрямую, но интерпретируются в иносказательной и опосредовательной форме.

Аллегория в живописи и других видах изобразительного искусства – это принцип сложного творческого мышления, влияющий на развитие личности, раскрывающий тайны мира и человеческой души.

Мастера прошлых веков говорили на языке иносказания, используя различные образы и символы, трактовку которых иногда сложно распознать в наше время в связи с изменение культурной среды и образа мышления современного человека. 

Однако, многие образы и символы поддаются дешифровке, потому что берут свое начало от атрибутов святых, различных знаков социальной принадлежности или профессионального круга, геральдических элементов и мифологических сюжетов.

Символические знаки используются в изобразительном искусстве постоянно. Многие символы, выражающие какое-либо понятие, вырабатывались мировой культурой с древнейших времен, постепенно входили в сознание людей и автоматически считывались в визуальных образах. 

В эпоху Возрождения аллегорический жанр начинает раскрываться, но особое развитие получает в искусстве барокко. С помощью аллегорической тематике художники могли выразить философские рассуждения о сложности мироздания, понятия о «добре» и «зле»,быстротечности бытия и непостоянстве мира, пытаясь донести до зрителя абстрактные категории бытия, использую материальные предметы.Помимо этого, аллегория использовалась для критики власти, религии, образа жизни деятелей. Такие символы были непонятны обычному зрителю и могли быть расшифрованы только людьми, которые хорошо разбирались в символах аллегории.

Однако, значение символов не всегда однозначно, и они могут иметь множество трактовок. Умные дяди и тёти утверждают, что разнообразие аллегорий и символов обуславливалось тем, что каждый художник создает собственные аллегорические формулы и символы соответственно представлениям своего времени.Таким образом если символ имеет много трактовок, то надо трактовать такое значение, которое соответствует общему строю, духу картины, не противоречит ему и не разрушает его.

Значение аллегорий для изобразительного искусства исследовал Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768). В своей эстетике он выдвинул проблему аллегории и рассмотрел ее как "естественный знак", противопоставляемый произвольных знакам.

Так же И.И. Вилькельман аллегории на «возвышенные» и «простые». К «возвышенным» относятся образы, которые ведут свое происхождение от древнегреческих мифов и религии, к «простым» относятся предметы отражающие современность, олицетворяющие знания, истину, пороки или добродетель.

В эпоху барокко свое распространение получает жанр «Vanitas»- с лат. «суета, бренность». Происхождение термина связывают с библейской цитатой «Vanitas vanitatum et omnia vanitas», что переводится как «Суета сует— всё суета!».

Данное направление представляет собой жанровую разновидность натюрморта, который в живописи барокко выделился как самостоятельный элемент, использовавшую в композиции предметыбренности земного бытия. Главным атрибутом данного жанра является череп-символнеизбежности смерти, отсылкой к латинской фразе «memente mori»-«помни о смерти». В портретах зрителю предлагается взглянуть на лицо живого человека, в то время как череп, является напоминанием о том, что каждое лицо станет черепом после смерти, что жизнь не имеет никакого значения в масштабах вечности. Данный атрибут можно увидеть в работе «Аллегория бренности славы» Петера ван дер Виллиге,«Vanitas»  Филиппа де Шампань и «Mеmento mori» Яна Давидс де Хема. 

“Vanitas” Филипп де Шампань. Около 1671 года. Холст, масло
“Vanitas” Филипп де Шампань. Около 1671 года. Холст, масло
“Memento Mori”. Ян Давидс де Хем. Около 1660 года. Холст, масло.
“Memento Mori”. Ян Давидс де Хем. Около 1660 года. Холст, масло.

Помимо черепа в данном жанре использовались такие аллегорические символы как:

− морские раковины- останки умершего моллюска и символ двойственной натуры, похоти;

− нож — напоминание об уязвимости человека и о его смертности;

− песочные— символ быстротечность времени;

− медицинские инструменты — символ бренности человеческого тела;

− мыльные пузыри — символ недолговечности жизни, отсылка к латинскому выражению «homo bulla» — «человек есть мыльный пузырь».

− свеча или огарок-символом человеческой души, а затухание символизирует уход из жизни;

− курительная трубка символизировалабыстротечность и неуловимость земных наслаждений.

В изобразительном искусстве барокко, идеологическая основа которого базировалась на новом мировоззрении в религиозной сфере, получили распространения и религиозные символытакие как:

− агнец-символический образ, имеющий множество трактовок и отсылок. Агнец является прообразом жертвы Авраама, притча о котором гласит о том, как бог подверг испытанию Авраама, призвав его принести в жертву единственного сына. Помимо того,агнец и олицетворяется и с Иисусом Христом, принесшего себя в жертву за искупление первородного греха человечества, являясь символом жертвенности, невинности и чистоты. Данный символ мы видим в работах Франсиско де Сурбана «Агнец Божий» и Жана-Батиста Удри «Изобилие»

Франсиско де Сурбана. «Агнец Божий». 1640. Холст, масло.
Франсиско де Сурбана. «Агнец Божий». 1640. Холст, масло.

− змей-христианские традиции представляют змея как врага и идентифицируют его с сатаной, став образом зла, греха, искушения, коварства и обмана. Символ змеи размещен на картине Яна Вермеера «Аллегория веры»  и трактуется как победа христианства (краеугольный камень) над злом (змея).

Ян Вермеер. “Аллегория веры».  1670-1672. Холст,  масло. (Репродукция) символ см. Под ноги девушки
Ян Вермеер. “Аллегория веры». 1670-1672. Холст, масло. (Репродукция) символ см. Под ноги девушки

− гроздь винограда- один из символов Христа. Ветви или побеги — ученики, а лоза и виноградные гроздья— вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. Виноградную лозу как символ Христа можно видеть во многих натюрмортах и жанровых полотнах, например в работах Яна Давидса де Хема «Роскошный натюрморт с попугаем».

Давидс де Хем. Роскошный натюрморт с попугаем. 1650.
Давидс де Хем. Роскошный натюрморт с попугаем. 1650.

− различные атрибуты святых — это может бытьодежда, звери, орудия пыток и казни, отрезанные части тела святого, например «Св. Лаврентий»Франсиско Сурбарана, где святой изображен с решёткой, на которой он был замучен огнём.

Франсиско Сурбан. Святой Лаврентий. 1636.
Франсиско Сурбан. Святой Лаврентий. 1636.

Помимо религиозных символов искусство барокко богато и мифологическими сюжетами.Однако художники не ограничивались прямым изображением мифа. Боги и герои представлены как аллегорические образы, выражающие идею.

В картине «Союз Земли и Воды» Питера Паулья Рубенса при помощи символов можно идентифицировать главных персонажей- Кибелу, богиню земли и плодородия, атрибутами которой являются рог изобилия и свита, состоящая из тигра, и Нептуна, бога водной стихии, а именно речного бога-кувшинки в венке. Боги соединяют руки, заключая союз, оперевшись на кувшин с льющейся водой – символом жизни; венчает союз аллегорическая фигура Славы, держа над богами миртовый венок-знак счастья и благополучия. Однако современники Рубенса видели политическую мысль в данном произведении, прочитывая аллегорию реки Шельды и Антверпена. В ходе гражданской войны в Нидерландах, голландский северный флот блокировал устье реки Шельды, по которому морские суда заходили в порт в Антверпене. Рубенс отобразил идею восстановление экономики за счет освобождение устья Шельды и восстановлением товарооборота в Антверпене. 

Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. Ок. 1618.
Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. Ок. 1618.

Символ обычно обращается к чувствам человека, его подсознанию, порождая сложные ассоциации. Поэтому они так часто и естественно использовались в искусстве, особенно в живописи. В это время возрос интерес к символике и эмблематике, подогреваемый возросшей популярности книги Чезаре Рипа «Иконология», в которой автор собрал и упорядочил различные символы и эмблемы. Очень много символов можно встретить в работах таких художников как Мантеньи, Джованни Беллини, Боттичелли, Яна Стена, Рубенса и других, особенно голландских и фламандских, художников.