Живопись в европейском искусстве, а особенно в 17 веке просто наводнена аллегорическими образами. Но что это такое, зачем и почему существует? разберёмся с аллегорией и ее образами в живописи.
Аллегория- специфический жанр, где путем иносказательных образов и символов мастер может выразить идеи и темы которые не могут быть выражены напрямую, но интерпретируются в иносказательной и опосредовательной форме.
Аллегория в живописи и других видах изобразительного искусства – это принцип сложного творческого мышления, влияющий на развитие личности, раскрывающий тайны мира и человеческой души.
Мастера прошлых веков говорили на языке иносказания, используя различные образы и символы, трактовку которых иногда сложно распознать в наше время в связи с изменение культурной среды и образа мышления современного человека.
Однако, многие образы и символы поддаются дешифровке, потому что берут свое начало от атрибутов святых, различных знаков социальной принадлежности или профессионального круга, геральдических элементов и мифологических сюжетов.
Символические знаки используются в изобразительном искусстве постоянно. Многие символы, выражающие какое-либо понятие, вырабатывались мировой культурой с древнейших времен, постепенно входили в сознание людей и автоматически считывались в визуальных образах.
В эпоху Возрождения аллегорический жанр начинает раскрываться, но особое развитие получает в искусстве барокко. С помощью аллегорической тематике художники могли выразить философские рассуждения о сложности мироздания, понятия о «добре» и «зле»,быстротечности бытия и непостоянстве мира, пытаясь донести до зрителя абстрактные категории бытия, использую материальные предметы.Помимо этого, аллегория использовалась для критики власти, религии, образа жизни деятелей. Такие символы были непонятны обычному зрителю и могли быть расшифрованы только людьми, которые хорошо разбирались в символах аллегории.
Однако, значение символов не всегда однозначно, и они могут иметь множество трактовок. Умные дяди и тёти утверждают, что разнообразие аллегорий и символов обуславливалось тем, что каждый художник создает собственные аллегорические формулы и символы соответственно представлениям своего времени.Таким образом если символ имеет много трактовок, то надо трактовать такое значение, которое соответствует общему строю, духу картины, не противоречит ему и не разрушает его.
Значение аллегорий для изобразительного искусства исследовал Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768). В своей эстетике он выдвинул проблему аллегории и рассмотрел ее как "естественный знак", противопоставляемый произвольных знакам.
Так же И.И. Вилькельман аллегории на «возвышенные» и «простые». К «возвышенным» относятся образы, которые ведут свое происхождение от древнегреческих мифов и религии, к «простым» относятся предметы отражающие современность, олицетворяющие знания, истину, пороки или добродетель.
В эпоху барокко свое распространение получает жанр «Vanitas»- с лат. «суета, бренность». Происхождение термина связывают с библейской цитатой «Vanitas vanitatum et omnia vanitas», что переводится как «Суета сует— всё суета!».
Данное направление представляет собой жанровую разновидность натюрморта, который в живописи барокко выделился как самостоятельный элемент, использовавшую в композиции предметыбренности земного бытия. Главным атрибутом данного жанра является череп-символнеизбежности смерти, отсылкой к латинской фразе «memente mori»-«помни о смерти». В портретах зрителю предлагается взглянуть на лицо живого человека, в то время как череп, является напоминанием о том, что каждое лицо станет черепом после смерти, что жизнь не имеет никакого значения в масштабах вечности. Данный атрибут можно увидеть в работе «Аллегория бренности славы» Петера ван дер Виллиге,«Vanitas» Филиппа де Шампань и «Mеmento mori» Яна Давидс де Хема.
Помимо черепа в данном жанре использовались такие аллегорические символы как:
− морские раковины- останки умершего моллюска и символ двойственной натуры, похоти;
− нож — напоминание об уязвимости человека и о его смертности;
− песочные— символ быстротечность времени;
− медицинские инструменты — символ бренности человеческого тела;
− мыльные пузыри — символ недолговечности жизни, отсылка к латинскому выражению «homo bulla» — «человек есть мыльный пузырь».
− свеча или огарок-символом человеческой души, а затухание символизирует уход из жизни;
− курительная трубка символизировалабыстротечность и неуловимость земных наслаждений.
В изобразительном искусстве барокко, идеологическая основа которого базировалась на новом мировоззрении в религиозной сфере, получили распространения и религиозные символытакие как:
− агнец-символический образ, имеющий множество трактовок и отсылок. Агнец является прообразом жертвы Авраама, притча о котором гласит о том, как бог подверг испытанию Авраама, призвав его принести в жертву единственного сына. Помимо того,агнец и олицетворяется и с Иисусом Христом, принесшего себя в жертву за искупление первородного греха человечества, являясь символом жертвенности, невинности и чистоты. Данный символ мы видим в работах Франсиско де Сурбана «Агнец Божий» и Жана-Батиста Удри «Изобилие»
− змей-христианские традиции представляют змея как врага и идентифицируют его с сатаной, став образом зла, греха, искушения, коварства и обмана. Символ змеи размещен на картине Яна Вермеера «Аллегория веры» и трактуется как победа христианства (краеугольный камень) над злом (змея).
− гроздь винограда- один из символов Христа. Ветви или побеги — ученики, а лоза и виноградные гроздья— вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. Виноградную лозу как символ Христа можно видеть во многих натюрмортах и жанровых полотнах, например в работах Яна Давидса де Хема «Роскошный натюрморт с попугаем».
− различные атрибуты святых — это может бытьодежда, звери, орудия пыток и казни, отрезанные части тела святого, например «Св. Лаврентий»Франсиско Сурбарана, где святой изображен с решёткой, на которой он был замучен огнём.
Помимо религиозных символов искусство барокко богато и мифологическими сюжетами.Однако художники не ограничивались прямым изображением мифа. Боги и герои представлены как аллегорические образы, выражающие идею.
В картине «Союз Земли и Воды» Питера Паулья Рубенса при помощи символов можно идентифицировать главных персонажей- Кибелу, богиню земли и плодородия, атрибутами которой являются рог изобилия и свита, состоящая из тигра, и Нептуна, бога водной стихии, а именно речного бога-кувшинки в венке. Боги соединяют руки, заключая союз, оперевшись на кувшин с льющейся водой – символом жизни; венчает союз аллегорическая фигура Славы, держа над богами миртовый венок-знак счастья и благополучия. Однако современники Рубенса видели политическую мысль в данном произведении, прочитывая аллегорию реки Шельды и Антверпена. В ходе гражданской войны в Нидерландах, голландский северный флот блокировал устье реки Шельды, по которому морские суда заходили в порт в Антверпене. Рубенс отобразил идею восстановление экономики за счет освобождение устья Шельды и восстановлением товарооборота в Антверпене.
Символ обычно обращается к чувствам человека, его подсознанию, порождая сложные ассоциации. Поэтому они так часто и естественно использовались в искусстве, особенно в живописи. В это время возрос интерес к символике и эмблематике, подогреваемый возросшей популярности книги Чезаре Рипа «Иконология», в которой автор собрал и упорядочил различные символы и эмблемы. Очень много символов можно встретить в работах таких художников как Мантеньи, Джованни Беллини, Боттичелли, Яна Стена, Рубенса и других, особенно голландских и фламандских, художников.