Наверно, Петр Елисеевич, открывая свою лавку в 1813 был бы рад тому, что через 100 лет его небольшое дело вырастет в крупнейшее предприятие со своими заводами и роскошными магазинами. А в 1910 г. Григорию Григорьевичу Елисееву, правнуку основателя династии, будет даровано право потомственного российского дворянства.
Петр Елисеевич открыл свою лавку на Невском проспекте,18; на углу
с Б.Морской ул. и просуществовала она до 1903 года. Этот дом так
же знаменит тем, что в нем располагалась (но с другого угла)
кондитерская Вольфа и Беранже, откуда Пушкин уехал на последнюю
дуэль.
Но одновременно это был и закат. Т.к. по иронии судьбы ни один из 5 сыновей Григория Григорьевича не захотел связывать свою жизнь с семейным предприятием и торговлей.
У Григория был еще старший брат Александр Григорьевич, который
вышел из семейного торгового дела и посвятил себя финансам.
Отчеты о праздновании 100летия товарищества "Братья Елисеевы" поместили у себя все крупнейшие газеты. Но все поздравления принимал только глава товарищества, т.к. никого из ближайших родственников на торжествах не было.
Отец Григория Григорьевича оставил внукам капитал на образование. Распорядительницей капитала назначалась мать мальчиков Марию Андреевну Елисееву. Отец не желал, что бы сыновья получали иное образование, не связанное с коммерцией и торговлей. За племянников вступился их дядя, который был членом совета банка, где хранился капитал и вместе с их матерью оплачивал их обучения. Т.к. все это было без согласия отца, то Григорий Григорьевич предъявил через суд обвинение брату в том, что тот растратил принадлежавшие ему деньги.
Мария Андреевна тяжело переживала семейный скандал. Обстановку накаляло, то обстоятельство, что у ее муж влюбился в другую женщину. Когда слухи об этой связи дошли до Марии Андреевны, то Григорий Григорьевич отказался прекращать эту связь и наоборот, потребовал развода.
У Марии Андреевны обострилось душевное расстройство и она попыталась покончить с собой. Два раза ее спасли: один раз достали из Невы, в другой раз сыновья смогли вовремя остановить кровь из вены. Но в ночь с 30 сентября на 1 октября 1914 года, когда она была заперта дома и без колюще-режущих предметов, Мария Андреевна повесилась на полотенце.
Григорий Григорьевич не только не пришел на похороны жены, но и спустя 26 дней женился на своей возлюбленной. Сыновья и дочь тяжело переживали потерю. Узнав о бракосочетании отца, сыновья в тот же день отказались от наследства, оформив все бумаги и заверив их нотариально. А затем и от дворянства.
В начала 1915 года Маша как обычно возвращалась домой из гимназии
под охраной. Их экипаж попал в небольшую аварию и пока охранники
разбирались с лихачом, три молодых человека забрали девочку и
убежали в соседний дом.
Это были сыновья и дочь Григория Григорьевич. Когда прибыла полиция и сам отец Маша крикнула «Я сама убежала. Из-за мамы».
Младшее поколение познало все беды революции. Кто-то остался в советской Росии, кто-то эмигрировал. К сожалению, не прошли мимо семьи репрессии 1937 года.
#петербург #историясанктпетербурга #елисеевы #историяроссии #экскурсиипопетербургу #прошлое