Найти тему

ЧТЕНИЕ КАК НЕВОЗМОЖНАЯ ФИГУРА

17 июня родился нидерландский график Мауриц Корнелис Эшер (1898–1972), ярчайший представитель имп-арта – изображения т.н. невозможных фигур: геометрически противоречивых объектов, не существующих в реальном трёхмерном пространстве. Здесь всегда находилось место книгам - образам, наполненным особой магией.

Произвольные эскизы разных лет
Произвольные эскизы разных лет

Самая первая картина из этой серии представляет плоскость письменного стола, которая вдруг оказывается оживлённой улицей с плотной застройкой и… рядами книг. Но эта работа не о книгах, а о чтении – как оживлении фантазий, преобразовании иллюзий в реальность.

Натюрморт и улица, 1937
Натюрморт и улица, 1937

Нарисованные крокодильчики оживают – становятся трёхмерными, проходят жизненный цикл, преодолевая препятствия в виде предметов на письменном столе, и снова возвращаются на плоскость, превращаясь в неживые двухмерные объекты. Одно из препятствий – учебник зоологии, словно проверяющий рептилий на подлинность. Для создания этой литографии использовалась пластилиновая фигурка, которую художник передвигал по столу. Так обнажается метафизика чтения – его гипнотический эффект, трансформации эфемерного в материальное.

Рептилии, 1943
Рептилии, 1943

Пластические парадоксы и логические головоломки Эшера исследовались математиками в русле теории относительности Эйнштейна и психологами в контексте идей Фрейда. «Стоя лицом к лицу с загадками бытия, осмысливая и анализируя свои наблюдения, я соприкоснулся со сферой математики. Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, иногда мне кажется, что я ближе к математике, чем к своим коллегам-художникам», – признавался сам художник.

Натюрморт с отражающим шаром, 1934
Натюрморт с отражающим шаром, 1934

Чтение можно уподобить едва ли не всем неправильным фигурам, которыми царственно повелевал Эшер: ленте Мёбиуса, бутылке Клейна, поверхности Римана… Эти фигуры – своего рода метафоры различных эффектов чтения или читательских практик, техник, процедур. Все они объединены принципом иллюзорности пространства, искажения реального восприятия. Доказательством может служить хотя бы тот факт, что читатель воспринимает текст иначе, чем автор. Всегда возникают погрешности, искажения, аберрации восприятия.

Натюрморт, 1943
Натюрморт, 1943
Автопортрет в сферическом зеркале, 1921
Автопортрет в сферическом зеркале, 1921

«В художнике-графике есть что-то от трубадура. Он поёт и повторяет одну и ту же песню в каждой гравюре, которую создаёт с одной и той же гравюры на дереве, меди или литографском камне». Это виртуозное мастерство Эшера проявилось в создании многочисленных экслибрисов – владельческих книжных знаков.

Экслибрис доктора Травалджино, 1940
Экслибрис доктора Травалджино, 1940
Экслибрис Альберта Эрнста Босмана, 1946
Экслибрис Альберта Эрнста Босмана, 1946
Экслибрис А. ван Дишука, 1941
Экслибрис А. ван Дишука, 1941

Многие графические решения и концептуальные идеи Эшера стали символами XX века и часто «цитируются» современными художниками.

Экслибрис А. ван Дишука, 1943
Экслибрис А. ван Дишука, 1943
Экслибрис Г.Х. Гравензанде, 1940
Экслибрис Г.Х. Гравензанде, 1940