17 июня родился нидерландский график Мауриц Корнелис Эшер (1898–1972), ярчайший представитель имп-арта – изображения т.н. невозможных фигур: геометрически противоречивых объектов, не существующих в реальном трёхмерном пространстве. Здесь всегда находилось место книгам - образам, наполненным особой магией.
Самая первая картина из этой серии представляет плоскость письменного стола, которая вдруг оказывается оживлённой улицей с плотной застройкой и… рядами книг. Но эта работа не о книгах, а о чтении – как оживлении фантазий, преобразовании иллюзий в реальность.
Нарисованные крокодильчики оживают – становятся трёхмерными, проходят жизненный цикл, преодолевая препятствия в виде предметов на письменном столе, и снова возвращаются на плоскость, превращаясь в неживые двухмерные объекты. Одно из препятствий – учебник зоологии, словно проверяющий рептилий на подлинность. Для создания этой литографии использовалась пластилиновая фигурка, которую художник передвигал по столу. Так обнажается метафизика чтения – его гипнотический эффект, трансформации эфемерного в материальное.
Пластические парадоксы и логические головоломки Эшера исследовались математиками в русле теории относительности Эйнштейна и психологами в контексте идей Фрейда. «Стоя лицом к лицу с загадками бытия, осмысливая и анализируя свои наблюдения, я соприкоснулся со сферой математики. Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, иногда мне кажется, что я ближе к математике, чем к своим коллегам-художникам», – признавался сам художник.
Чтение можно уподобить едва ли не всем неправильным фигурам, которыми царственно повелевал Эшер: ленте Мёбиуса, бутылке Клейна, поверхности Римана… Эти фигуры – своего рода метафоры различных эффектов чтения или читательских практик, техник, процедур. Все они объединены принципом иллюзорности пространства, искажения реального восприятия. Доказательством может служить хотя бы тот факт, что читатель воспринимает текст иначе, чем автор. Всегда возникают погрешности, искажения, аберрации восприятия.
«В художнике-графике есть что-то от трубадура. Он поёт и повторяет одну и ту же песню в каждой гравюре, которую создаёт с одной и той же гравюры на дереве, меди или литографском камне». Это виртуозное мастерство Эшера проявилось в создании многочисленных экслибрисов – владельческих книжных знаков.
Многие графические решения и концептуальные идеи Эшера стали символами XX века и часто «цитируются» современными художниками.