Я наверно последний севастопольский водитель, который до сих пор не проехал по трассе Таврида. Вчера случилось, решили в выходной поехать в Топловский монастырь, это в Белогорском районе Крыма.
Что и говорить, трасса удобная, современная, проложена в обход населенных пунктов, очень сильно сокращает время в дороге. Радоваться бы, но меня сдавила поистине есенинская грусть. Помните когда он, горюя о своем «мире таинственном, мире древнем», писал:
«Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе».
Даже не грусть, а его русочубая боль уколола. Я понимаю, что пушкинского извозчика и есенинскую телегу цивилизация обязана была отправить в пылиться в архивы. Вспе это так, но…
Вдоль красивой, ровной современной трассы установлены шумозащитные экраны, а попросту серые высокие заборы.
Наверно так выглядят дороги в неведомом мне Старом свете, но как пишут, у них они прозрачные, не скрывающие пейзажи, у нас, как всегда, свой особый путь.
Глядя на унылый забор, мне, крымские дороги, которые порой любя проклинаю, показались в тысячу крат милей, ставшей знаменитой «Тавриды».
Приехав в монастырь, кстати, женский, я, человек не верующий, не воцерквленный, дал себе слово, попытаться проникнуться святостью места, чувствами большинства паломников. Но не смог.
Монастырь, основанный в 19 веке, посещают сотни и сотни туристов.
Наши севастопольские монастыри не посещает даже десятая часть этого туристического турпотока. А ведь места у нас намоленные. Свято-Климентовский основан предположительно в VIII–IX веках, и не кем ни будь, а как гласит предание святым Климетом, который с 92 по 101 годы был римским епископом.(аналог современной должности папы Римского). Датой основания другого, Свято – Георгиевского монастыря принято считать 891 год, хотя достоверно эта информация не подтверждена.
Это я о событийном туризме, о котором у нас много говорят, но мало что получается.
Все начинается с малого. Приехав на стоянку монастыря, где везде красуются надписи запрещающие, в том числе и курить, я нашел укромный уголок, больше похожий на аккуратную свалку, и решил предаться вредной привычке. Тут же откуда–то появился мужчина в камуфляже – охранник, который пресек мои незаконные поползновения. Во истину говорят, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, подумал я. Но он довольно дружелюбно сообщил: «У нас тут везде камеры, сами как пионеры прячемся. Пойдем, покажу, где можно курнуть». Пока мы с ним курили, я глядя на потертое лицо охранника, без особой надежды на ответ, спросил: «Когда монастырь был основан»? Его лицо просветлилось он, не сходя с места, провел мне целую экскурсию, сыпал датами и менами святых и не очень. Скурили по паре сигарет, мне не хотелось прощаться с этим неприметным дружелюбным человеком.
Что касается монастыря, то он был основан в середине 19 века. После революции, его как водится, закрыли, Здание храма взорвали.
С 1929 г. на месте монастыря размещался совхоз с говорящим названием «Безбожник», с 1933 – плодово-ягодная опытная станция. В 1941 -1942 годах это место облюбовала для себя нацистская пехотная дивизия, которую разгромили партизаны. После 1945 – школа сельского хозяйства, затем – пионерлагерь «Тополек».
В 1992 г. верующие создали общину храма «Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 8 августа 1992 г. на территории обители под открытым небом была совершена первая Божественная Литургия, в 1993 г. зарегистрирован устав монастыря и начались службы в одном из храмов.