Очень давно и долго я задавался вопросом: Почему существует мода на что-то? Что служит для её создания? Почему одно устаревает и становится уже не совсем актуальным, а другое приходит и захватывает умы многих людей? Как же устроен этот механизм?
Мне вспоминается 90-ые годы, когда в своё время было модно носить меховые шапки с ушами, а также почему-то популярно было у девушек носить обувь с толстой подошвой. Люди постарше называли в шутку такую обувь «копытами». Потом это всё кануло в небытие. Сейчас же если ты покажешься в этих предметах гардероба где-то на людях, на тебя посмотрят как на идиота. Но ведь же когда-то это было поводом для гордости.
Феномен моды, как некого социального явления, изучали многие исследователи.
В. Даль в своем словаре определял моду как «ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту. Однако тут и возникала двойственность в определении. С одной стороны, мода — это «обычай», что-то достаточно устойчивое и стабильное. С другой же стороны, та же мода — «изменчивая прихоть». Что же важнее?
Давайте разбираться. За основу своих рассуждений я взял научные труды российского социолога Ольшанского.
В основе массовой моды, безусловно, лежит психологический механизм подражания. Однако это — только второй компонент сложного механизма. За ней стоит подражание чему-то уже существующему и признанному «модным» .
Первой же частью является создание чего-то нового, его демонстрация и активная пропаганда. За созданием, демонстрацией и пропагандой чего-то нового стоит попытка выделения себя личностью через обретение какой-то действительно новой, уникальной черты. Первоначальный компонент механизма массовой моды на самом деле является антимассовым.
То есть вначале появляются уникальные экспонаты («высокая мода», «от кутюр»), которые завоевывают признание среди элиты. Элита в свою очередь всегда склонна к восприятию нового, поэтому его признание основано на опровержении старого. Парадокс заключается в том, что элита никогда не хочет быть «модной» в массовом смысле. Она во всем хочет оставаться уникальной. Поэтому она все время подхватывает что-то «элитное», но затем, демонстрируя и пропагандируя, сама способствует его превращению в массовое.
Давайте подробно разберём пошагово всю цепочку создания моды.
Итак, существуют два основных звена:
модники-антимодники и модники массовики.
1) Модник-антимодник
Обычно любая мода начинается с автора. Это автор (или соавтор) создает нечто уникальное, сначала просто противостоящее всему известному. Модник-антимодник» — фактический убийца массовой моды. До массовой моды предстоит еще очень долгий путь, однако подчас он не заботит автора моды. Короче говоря, что хочу, то и делаю. И никто мне не указ. По сути такой человек является инноватором.
2) Модник-массовик
Другой, значительно чаще встречающийся тип модника, это не автор и не соавтор, а активный распространитель моды. Он носит некую одежду, повторяет какие-то идеи, воспроизводит некоторый образ жизни, заведомо зная, что это — уже модно, а значит, хорошо. Он делает это именно потому, что узнал, услышал, подглядел где-то что-то, уже вполне проверенное, хотя и достаточно узким кругом. . Приняв когда-то нечто как «модное», он будет сохранять и оберегать его, обеспечивая стабильность и незыблемость воспринятых им «устоев».
Вообще такой модник имеет весьма противоречивое поведение. С одной стороны он пытается выразить свою уникальность, а с другой стороны сам же подражает определённому кругу людей, которых зачастую считает для себя авторитетными.
В целом же, понятно, что два описанных типа удачно взаимодополняют друг друга. Без одного не было бы другого.
Также необходимо обозначить одну очень интересную особенность моды.
Мода создает особого рода массу на базе внешнего сходства одинаково одетых, мыслящих или говорящих людей и за счет этого порождает эмоциональную связь между ними. У нас ещё иногда говорят, что люди соответствуют друг другу.
Человек, одетый в том же стиле, что и мы, обычно сразу становится нам эмоционально ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самые вещи, что и нам, создает у нас иллюзию, будто мы и мыслим, и воспринимаем мир одинаково. Более того: что и вести себя, одинаково одетые, мы должны одинаково.
То есть как вы понимайте следование людей одной и той же моде является как бы распознавательной системой для поиска и выявления себе подобных.
Рассмотрим пример из моды сравнительно недавнего прошлого: «В свое время, когда джинсы еще только входили в моду, были труднодоступной и весьма престижной одеждой, «джинсовые» мальчики и девочки считали себя едва ли не единомышленниками, легко объединялись в группы, компании по принципу «свои — со своими». Хотя чаще всего кроме одинакового подхода к одежде да возможности приобрести модную новинку их ничто больше не объединяло. Неверно: их объединяло чувство общности, включавшее, между прочим, не только штаны, но и общность возраста, и общее отношение к этим самым штанам, и много чего еще.
На этом я хочу закончить данную статью. Если она вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.