Найти тему
СоцПросвет

Как появляется мода на что-то и почему она потом проходит

Очень давно и долго я задавался вопросом: Почему существует мода на что-то? Что служит для её создания? Почему одно устаревает и становится уже не совсем актуальным, а другое приходит и захватывает умы многих людей? Как же устроен этот механизм?

Мне вспоминается 90-ые годы, когда в своё время было модно носить меховые шапки с ушами, а также почему-то популярно было у девушек носить обувь с толстой подошвой. Люди постарше называли в шутку такую обувь «копытами». Потом это всё кануло в небытие. Сейчас же если ты покажешься в этих предметах гардероба где-то на людях, на тебя посмотрят как на идиота. Но ведь же когда-то это было поводом для гордости.

Феномен моды, как некого социального явления, изучали многие исследователи.

В. Даль в своем словаре определял моду как «ходячий обычай; временную, из­менчивую прихоть в житейском быту. Однако тут и воз­никала двойственность в определении. С одной стороны, мода — это «обычай», что-то достаточно устойчивое и стабильное. С другой же стороны, та же мода — «измен­чивая прихоть». Что же важнее?

Давайте разбираться. За основу своих рассуждений я взял научные труды российского социолога Ольшанского.

В основе массовой моды, безусловно, лежит психологический механизм под­ражания. Однако это — только второй компонент сложного механизма. За ней сто­ит подражание чему-то уже существующему и признанному «модным» .

Первой же частью является создание чего-то нового, его демонстрация и актив­ная пропаганда. За созданием, демонстрацией и пропагандой чего-то нового стоит по­пытка выделения себя личностью через обретение какой-то действительно новой, уникальной черты. Первоначальный компонент механизма массовой моды на самом деле является антимассовым.

То есть вначале появляются уни­кальные экспонаты («высокая мода», «от кутюр»), которые завоевывают признание среди элиты. Элита в свою очередь всегда склонна к восприятию нового, поэтому его признание ос­новано на опровержении старого. Парадокс заключается в том, что элита никогда не хочет быть «модной» в массовом смысле. Она во всем хочет оставаться уникальной. Поэтому она все время подхватывает что-то «элитное», но затем, демонстрируя и пропагандируя, сама способствует его превращению в массовое.

Бабули-модницы
Бабули-модницы

Давайте подробно разберём пошагово всю цепочку создания моды.

Итак, существуют два основных звена:

модники-антимодники и модники массовики.

1) Модник-антимодник

Обычно любая мода начинается с автора. Это автор (или со­автор) создает нечто уникальное, сначала просто противостоящее всему известному. Модник-ан­тимодник» — фактический убийца массовой моды. До массовой моды предстоит еще очень долгий путь, однако подчас он не заботит автора моды. Короче говоря, что хочу, то и делаю. И никто мне не указ. По сути такой человек является инноватором.

2) Модник-массовик

Другой, значительно чаще встречающийся тип модника, это не автор и не соав­тор, а активный распространитель моды. Он носит некую одежду, повторяет какие-то идеи, воспроизводит некоторый образ жизни, заведомо зная, что это — уже модно, а значит, хорошо. Он делает это именно потому, что узнал, услышал, подглядел где-то что-то, уже вполне проверенное, хотя и достаточно узким кругом. . Приняв ког­да-то нечто как «модное», он будет сохранять и оберегать его, обеспечивая стабиль­ность и незыблемость воспринятых им «устоев».

Вообще такой модник имеет весьма противоречивое поведение. С одной стороны он пытается выразить свою уникальность, а с другой стороны сам же подражает определённому кругу людей, которых зачастую считает для себя авторитетными.

В целом же, понятно, что два описанных типа удачно взаимодополняют друг дру­га. Без одного не было бы другого.

Также необходимо обозначить одну очень интересную особенность моды.

Мода создает особого рода массу на базе внешнего сходства одинаково одетых, мыс­лящих или говорящих людей и за счет этого порождает эмоциональную связь между ними. У нас ещё иногда говорят, что люди соответствуют друг другу.

Человек, одетый в том же стиле, что и мы, обычно сразу становится нам эмоционально ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самые вещи, что и нам, создает у нас иллюзию, будто мы и мыслим, и воспринимаем мир одинаково. Более того: что и вести себя, одинаково одетые, мы должны одинаково.

То есть как вы понимайте следование людей одной и той же моде является как бы распознавательной системой для поиска и выявления себе подобных.

Эпоха джинсовых костюмов
Эпоха джинсовых костюмов

Рассмотрим пример из моды сравнительно недавнего прошлого: «В свое время, когда джинсы еще только входили в моду, были труднодоступной и весьма престиж­ной одеждой, «джинсовые» мальчики и девочки считали себя едва ли не единомыш­ленниками, легко объединялись в группы, компании по принципу «свои — со свои­ми». Хотя чаще всего кроме одинакового подхода к одежде да возможности приобрести модную новинку их ничто больше не объединяло. Неверно: их объединяло чувство общности, включавшее, между прочим, не только штаны, но и общность возраста, и общее отношение к этим самым штанам, и много чего еще.

На этом я хочу закончить данную статью. Если она вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.