Есть в Нижегородской области древнее село Катунки. Оно раскинулось на правом берегу Волги на границе с Ивановской областью.
Ведущим местным видом ремесла была выделка кож.
Кожемяка — древнее название профессии кожевника на Руси, произошло от словосочетания «кожи мять».
По историческим данным в 1653 году в Катунках работало 10 сыромятников, 2 кожевника, 9 овчинников, 5 рукавичников и сапожник – всего 27 мастеров, которым помогали их шестеро сыновей. Из поколения в поколение они оттачивали свое мастерство, так что выделанные многоцветные, стойкие к влаге кожи пользовались признанием не только в округе, но и в самых дальних ярмарках России. Обрабатывали мастера овечьи, коневые, козлиные кожи. Труд кожевника был очень тяжел.
Первоначально очищались и помещались в огромные чаны для отмочки, затем три – четыре раза промывались в проточной воде. Следующим этапом было обезжиривание кож, снова промывка. Дальнейшая обработка – квашение в киселях из пшеничных отрубей и овсяной муки. После очередной промывки кожи помещали в дубильные чаны. Во время дубления кожи мялись рабочими – кожемяками, чтобы они приобрели эластичность и мягкость. После очередной промывки строгали специальными ножами-скреблами, срезали с кож волосяной покров. Только после этого кожи подсушивались и, наконец, красились. На весь процесс уходило около полугода.
Вплоть до двадцатого века славились своим мастерством катунские «кожемяки». Фамилии Лоховых и Самариных были известны далеко за пределами села. Их продукция считалась одной из лучших и даже на ярмарку в Японию возили свои кожи катунские мастера. В основном же, сдавали в военное ведомство для пошива армейских сапог. Как и многие промышленники, Иван Иванович и Яков Иванович Самарины занимались благотворительностью.
На их средства в 1804 году началось строительство собора Рождества Богородицы, было открыто приходское училище, и на могиле Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля поставлено надгробие.
По воспоминаниям старожилов в кожевенном производстве в селе была известна еще одна фамилия - кожевника Воробьева. Он владел небольшим заводом вплоть до революционных событий 1917 года. Когда советская власть начала прижимать купцов и заводчиков, он собрал все фамильные рецепты производства и покраски кож, положил ключи местной власти и сказал:«Делайте с помещением что хотите, а я уезжаю» и уехал в Богородск. Там он вновь наладил кожевенное производство, благо в местных степях разводили огромное количество скота. А в селе Катунки производство кож перестало существовать.