Найти в Дзене
Согласен с вами

Грузия сегодня. Есть ли шанс вернуть Абхазию и Южную Осетию?

Мало кто помнит, но о своей независимости эти территории объявили еще в 1991 году. И это произошло без влияния России, которая переживала в тот момент не лучшие времена и была занята своими проблемами. Мало кто помнит, но о своей независимости также заявила и Аджария, находящаяся южнее Абхазии. И если бы не Россия, то войска президента Аджарии Аслана Абашидзе пролили бы очень много грузинской крови. Да-да. В Грузии в начале 2000-х существовали войсковые подразделения, которые подчинялись не президенту всей страны, а главе отдельного региона. К слову, до сих пор Аджария является не территорией Грузии, а автономной республикой в ее составе. Точно того же хотели и в Южной Осетии. Если вы не знали, то в Южной Осетии не говорят по-грузински. Местные жители почти не знают этого языка. Они говорят на осетинском языке или на русском. И конфликт, длящийся с 1980-х годов, является в первую очередь межэтническим. Со стороны Грузии он называется восстановлением территориальной целостности, а со ст

Мало кто помнит, но о своей независимости эти территории объявили еще в 1991 году. И это произошло без влияния России, которая переживала в тот момент не лучшие времена и была занята своими проблемами. Мало кто помнит, но о своей независимости также заявила и Аджария, находящаяся южнее Абхазии. И если бы не Россия, то войска президента Аджарии Аслана Абашидзе пролили бы очень много грузинской крови. Да-да. В Грузии в начале 2000-х существовали войсковые подразделения, которые подчинялись не президенту всей страны, а главе отдельного региона. К слову, до сих пор Аджария является не территорией Грузии, а автономной республикой в ее составе. Точно того же хотели и в Южной Осетии. Если вы не знали, то в Южной Осетии не говорят по-грузински. Местные жители почти не знают этого языка. Они говорят на осетинском языке или на русском. И конфликт, длящийся с 1980-х годов, является в первую очередь межэтническим. Со стороны Грузии он называется восстановлением территориальной целостности, а со стороны Южной Осетии - борьбой за национальный суверенитет. В результате этого противоборства началась настоящая война, которая унесла жизни более 1000 человек и закончилась Сочинскими соглашениями между Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварнадзе, которые фактически сделали Южную Осетию самостоятельным государственным образованием, неподконтрольным Тбилиси. На территории региона были расположены российские и грузинские войска, не считая собственных осетинских. После этого момента конфликтующие стороны взяли паузу, и ситуация медленно стабилизировалась.

Все стало очень плохо с приходом к власти Михаила Саакашвили. Очевидно, окрыленный успехом победы над аджарским президентом Абашидзе, который в результате покинул страну, Саакашвили решил отыграть тот же сценарий в Южной Осетии. С 2004 года регион стал горячей точкой с периодическими обстрелами, перестрелками, блокированием и минированием дорог, действиями диверсионных групп. 4 года потребовалось президенту Грузии, чтобы исполнить свою кровавую цель. И в августе 2008 года по его приказу начался массированный артиллерийский обстрел жилых кварталов города Цхинвал. Нет, это не мое личное мнение - это официальный отчет Международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года, созданной в Евросоюзе. ЕС официально признал, что военные действия были начаты грузинской стороной. Тот же отчет признал право России на защиту своих миротворческих сил на территории Южной Осетии. Но в процессе конфликта стороны вышли за рамки международного права. Особо следует отметить тот факт, что военные действия, по некоторым данным, были начаты Грузией при непосредственной поддержке США, что отсылает нас к текущему украинскому конфликту. Как и в наше время, в итоге США не предоставили Грузии никаких гарантий, буквально бросив эту кавказскую республику в борьбе с Россией за контроль над Южной Осетией. Результатом действий Саакашвили можно считать полную потерю контроля Грузии над территорией Южной Осетией. Более того, результатом конфликта также является абсолютная ненависть осетин к грузинам, и невозможность объединения двух народов когда-либо. Исходя из геополитических процессов 2020-х годов, стоит предположить, что Южная Осетия рано или поздно станет частью России в составе единой Осетии - Алании.

Абхазии, если так можно выразиться, повезло, поскольку она должна была стать лишь следующей после Южной Осетии. Стратегически это вполне объяснимо, ведь Абхазия могла бы рассчитывать на поддержку с моря, а в условиях осетинских гор войскам противника было сложнее маневрировать. Однако, поскольку южноосетинский конфликт привел не к восстановлению территориальной целостности, а наоборот, к потере Грузией значительной части подконтрольных территорий, Абхазия воспользовалась моментом и допустила российский контингент на свои земли, опасаясь силового захвата со стороны Грузии. В результате Абхазия добилась того же статуса, что и Южная Осетия, почти бескровно. Так же, как и осетины, абхазцы убедились в жестокости и несправедливости грузин. И мягко говоря, не горят желанием жить с ними в одном государстве, понимая, что это будет означать для них бесправие и произвол. Но что же тогда делать двум непризнанным республикам, если мировое сообщество не понимает этническую сторону конфликта и не хочет видеть человеческие страдания живущих здесь людей? Вероятно, ничего. И мировая история знает подобный пример - Турецкая Республика Северного Кипра. Конфликту между Турцией и Республикой Кипр в скором времени исполнится 50 лет! И ни одна из сторон не приблизилась к его разрешению. Меняются председатели ООН, каждый из которых обещает исправить ситуацию, но ничего не происходит десятки лет. А люди продолжают просто жить. Более того, за эти годы родилось и выросло целое поколение, для кого такое положение дел является естественным - они росли с осознанием разделенного острова Кипр. Точно так же стоит ожидать и десятилетий разрешения абхазского и южноосетинского конфликтов. Потребуется действительно глобальные изменения, чтобы этот вопрос был решен. И стоит полагать, что о жителях этих республик кроме России никто не позаботится, потому что это будет означать признание их независимости и субъектности.

Но неужели Россия и Грузия сами не хотят разрешения кавказской проблемы? Это парадоксально, но цели двух стран не противоречат друг другу. Более того, Россия и Грузия нуждаются друг в друге экономически и стратегически. Для Грузии Россия является уже как 14 лет спустя военных действий ключевым партнером. А импорт из России в Грузию достиг в 2022 году рекордных показателей. Более того, Россия является для Грузии той силой, которая не дает стране оказаться полностью под влиянием Турции, как это произошло с Азербайджаном. Это же влияние чуть не уничтожило Армению, как независимое государство. И только протекторат России сохраняет мир в Ереване. И в Грузии в том числе буквально своим присутствием и возможностями. Точно так же и России на южных границах нужно стабильное процветающее государство, которое будет отделять территорию страны от территории Турции во избежание конфликтов между крупными державами. С точки зрения экономики Грузия не представляет интереса для России. Да и в принципе пожелание к этой стране у России одно - быть милым и добропорядочным соседом. Пожелание Грузии на словах - не мешать своей евроинтеграции. Что под этим подразумевается - вопрос. Грузия не может оказаться в ЕС раньше Турции, которая является кандидатом на вступление еще с 1999 года, и стран бывшей Югославии. А о том, чтобы оказаться в Шенгенской зоне и речи нет. На деле же Грузия однажды доказала, что готова на любые даже самые отчаянные шаги, чтобы угодить европейским партнерам ради той самой евроинтеграции. Но это была Грузия Саакашвили, которой больше никогда не будет. И это один из ключевых моментов почему Грузии отказано в статусе кандидата в ЕС. Европе нужна агрессивная страна, которая будет готова заплатить кровью за сдерживание России. Естественно, на западные деньги, но ни в коем случае не в угрозу западным экономикам.

Однако в июне 2022 года дорога в ЕС для грузин оказалась закрыта. И это очень больно ударило по самолюбию правительства страны. А значит, в ответ оно может совершить необдуманные и реакционные шаги, которые лишь усугубят изоляцию страны, оказавшуюся запертой между очень влиятельными соседями. В связи с нестабильной геополитической обстановкой ситуация может принять такой вид, что непризнанные Абхазия и Южная Осетия окажутся под протекторатом России (если вовсе не войдут в ее состав) и будут получать стабильное снабжение энергетическими и продовольственными ресурсами, в то время, как Грузия может оказаться изолирована от всего мира, поскольку большая часть воздушного и водного пространства вокруг нее контролируется Россией, и положение Грузии будет зависеть от расположения к ней Турции. Политический кризис в США и назревающий экономический кризис в Европе намекают на то, что ни о каких поставках вооружения или открытии военных баз, перечислении крупных сумм или заключении дорогих сделок в ближайшее время не планируется. И Грузии придется самостоятельно решать все назревающие проблемы, при этом в дополнение к ним ЕС настаивает на проведении новых реформ и выполнении новых условий, чтобы в будущем иметь надежду на евроинтеграцию. Европа готова кормить грузин лишь обещаниями. И если действительно случится мировой продовольственный кризис, то кроме обещаний на завтрак, обед и ужин у них ничего не будет. Если Россия не поделится имеющимися запасами. Но обращаться к России - означает лишь признать свои ошибки, признать территориальные потери, и допустить Кремль к управлению в стране. Крайне неприятно, но дорога в будущее для Грузии лежит лишь через боль и потери - это плата за слепое доверие европейским ценностям.