Найти в Дзене

Роман "Правда о деле Гарри Квеберта" Жоэля Диккера - шедевр или очередной разрекламированный бестселлер?

Сегодня швейцарскому писателю Жоэлю Диккеру исполняется 37 лет. И в этом году исполняется 10 лет роману «Правда о деле Гарри Квеберта», принесшего ему мировую известность.

Эта история начинается с того, как успешный писатель Маркус Гольдман неожиданно берется за расследование убийства тридцатилетней давности пятнадцатилетней Нолы Келлерган, в котором обвиняют его университетского профессора – лучшего друга великого американского писателя Гарри Квеберта, возле дома которого был обнаружен закопанный скелет девочки вместе с рукописью прославившего его романа.

Книга интересная, читается очень быстро. Но за это время успеваешь привязаться к героям и к городку Аврора. Идеальная книга для дождливого уик-энда. Несмотря на объем в 700 страниц, провисания сюжета нет, наоборот бешеная динамика. Благодаря нелинейному повествованию мы постоянно путешествуем во времени между летом 1975 и летом 2008. Все герои и их поступки крайне неоднозначные, поэтому есть над чем подумать и поразмышлять. Неоднозначен и жанр книги, в ней сочетается и детектив и любовная история и советы по написанию бестселлера.

Главный совет, если собираетесь читать эту книгу, остерегайтесь спойлеров. Не читайте никаких отзывов и рецензий, и ни в коем случае не смотрите одноименный сериал перед прочтением книги, даже трейлер. Чем меньше вы будете знать об этой книге, и о том, кто убил Нолу Келлерган, тем больше она вам понравится. И не нужно относиться к ней слишком серьезно, и ждать чего-то невероятного. Это не мировая классика, а современный бестселлер.

По словам Жоэля Диккера роман «Правда о деле Гарри Квеберта» хоть и очень личный, но не автобиографичный. Диккер родился в Женеве, но летние каникулы проводил в Америке в штате Мэн, и именно там происходят события, описанные в книге.

В своем романе Диккер попытался отразить некоторые американские реалии, например, что сексуальный скандал может погубить карьеру и жизнь любого успешного человека. Что люди моментально забудут все былые заслуги и будут ассоциировать человека только с этим скандалом. В качестве примера он приводит скандал Клинтон - Левински, а потом эту участь повторяет его герой великий писатель Гарри Квеберт из-за романа с пятнадцатилетней девочкой.

Естественно Диккер не забыл упомянуть и про издательский бизнес в США.

От лица директора издательства он говорит:

«Книги стали взаимозаменяемым продуктом: люди хотят, чтобы роман им нравился, они хотят расслабиться и развлечься. Если этого не дашь им ты, значит, даст твой сосед, а ты оправишься прямиком в корзину».

Про это рассуждал и Стивен Кинг в своей книге «Как писать книги» (кстати, это моя любимая книга Кинга, всем советую ее прочитать): «Покупателей книг в массе не привлекают литературные достоинства романа, им нужна хорошая книга, чтобы взять с собой в самолет, что-то такое, что сначала захватит, потом затянет и заставит переворачивать страницы до конца».

Свою историю автор нарисовал крупными мазками, здесь много преувеличений: невероятно успешный молодой писатель пытается спасти великого писателя - автора шедевра американской литературы, который 30 лет назад нашел свою настоящую вечную любовь в пятнадцатилетней девочке. Причем во все это придется поверить автору на слово, ибо в романе все это проявляется в виде: «вот вам несколько банально-романтических фраз, представьте, что вместо них здесь отрывок из великой книги Квеберта, где каждое слово гениально». Такая же история и с диалогами между Гарри и Нолой.

Что касается персонажей, то в романе Диккера они не детализированы и не тщательно прописаны, они скорее, как наброски, но это не значит, что это плохо.

В своей книге «Как писать книги» Стивен Кинг писал: «Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов – фокус в том, чтобы найти золотую середину». И он объяснил это на примере Кэрри Уайт, если сообщить, что она «изгой школы с плохим цветом лица и одета, как типичная жертва», то читатель вполне может додумать все остальное, поскольку у всех в школе были похожие персонажи. Вот так и у Диккера, он дает только общие штрихи, чтобы читатель исходя из своего опыта, мог сам их представить. Например, Нола красивая и необыкновенная. Дженни – красивая, но не Нола.

Характер и психология героев тут самое интересное, поэтому стоит обратить внимание на каждого персонажа в отдельности.

Гарри Квеберт. В прошлом обычный учитель литературы, мечтающий стать великим писателем. Ради своей мечты он идет на отчаянный шаг и на все свои сбережения снимает на лето в провинциальном городке роскошный дом на берегу океана в надежде найти здесь вдохновение и написать за несколько месяцев великую книгу, которая его прославит.

В настоящем он великий писатель, автор одной книги, но такой, которая стала классикой и навсегда оставит его имя в веках.

Маркус Гольдман. В прошлом, учась в школе по случайному стечению обстоятельств, открыл для себя секрет того, как можно считаться лучшим, не являясь таковым на самом деле. Секрет оказался прост, нужно всего лишь окружать себя теми, кто слабее тебя и на их фоне всегда будешь Великолепным. И школьные годы он наслаждался тем, что неизменно побеждал. Точнее оказывался сильнейшим среди слабейших, но кроме него об этом никто не догадывался. Это привело к одержимости победами, и к страху проиграть, что естественно сильно ограничивало его развитие и возможности. Когда пришло время поступать в университет, то Гарварду и Йелю он предпочел маленький никому не известный университет Берроуза, так как там было больше шансов стать Великолепным, а в Гарварде его бы никто не заметил. Но по невероятному стечению обстоятельств именно в этом небольшом и не столь престижном университете Берроуза преподавал великий писатель Гарри Квеберт. И вот Гарри то и выбил из Максуса, в прямом смысле слова на боксерском поединке, страх проиграть. По случайному совпадению и Маркус и Гарри увлекались не только писательством, но еще боксом. Можно было бы подумать, что это отсылка к Эрнесту Хемингуэю, но нет, просто сам Жоэль Диккер занимается боксом, вот и наделил этим увлечением своих героев, как и пробежками по утрам и любовью к прослушиванию опер.

И вот эта встреча Гарри и Маркуса очень важный момент, на который нужно обратить внимание.

Гарри сразу понял, что собой представляет Маркус, что он наслаждается статусом самозванца: боксирует со слабым противником, а случайно став редактором университетского журнала, в котором прежде его рассказы печатали на последней странице, переместил их на первую страницу, избавившись от талантливого соперника.

В Маркусе Гарри увидел себя, ведь и он, приехав в провинциальный городок в статусе писателя из Нью-Йорка, поселившегося в самом роскошном доме, наслаждался тем, как его воспринимают, и как к нему относятся, хотя и понимал, что это не соответствует действительности и он просто самозванец.

Гарри помог Маркусу понять, что только упорный труд поможет добиться реальных успехов. Ведь Гарри понимал, что иначе Маркус повторит его судьбу и вся его жизнь будет построена на лжи.

В настоящем Маркус успешный писатель. Его первая книга стала бестселлером. Но успех имеет и свою обратную сторону, которая заключается в завышенных требованиях. Человек боится, что то, что он создаст сейчас, окажется хуже, чем то, что имело успех, боится разочароваться в себе и разочаровать других. И у него появляется страх чистого листа и уже почти 2 года он не может написать ни строчки. И тут он вспоминает о своем профессоре великом писателе Гарри Квеберте, который правда сумел написать только одну великую книгу, но Маркус уверен, что он наверняка сможет ему помочь.

И вот еще один интересный момент. Во время учебы в университете Гарри давал Маркусу советы, как написать бестселлер. И вот каждая глава романа «Правда о деле Гарри Квеберта» начинается с одного из этих советов. Некоторые советы просто философствования о жизни: «Жизнь – это долгое падение, Маркус. Главное уметь падать», но некоторые хотя и очевидные, но действительно дельные. Например, «Самое главное, Маркус, это первая глава. Если она читателям не понравится, остальное они читать не будут» или «Под конец книги, Маркус, приберегите для читателя какой-нибудь неожиданный поворот, в последний момент». И что особенно интересно сама глава является наглядным примером этого совета.

На страницах романа много интересного из будней писателя, чего только стоит вот эта писательская истина:

«- Текст хорошим не бывает, - говорил он. – Просто есть момент, когда он не так плох, как раньше».

Дженни Куинн. В прошлом местная красавица и школьная королева. Она работает официанткой в закусочной своей матери. Ей 24 и она не замужем, никто из местных ей не нравится. Она мечтает о лучшей жизни. Поэтому когда приехал «известный писатель из Нью-Йорка» Гарри она влюбляется в него.

В настоящем Дженни до сих пор работает в кафе, только теперь она стала его хозяйкой. Замужем за местным шерифом Тревисом. «Я мечтала стать звездой кино, а стала звездой фритюра. Не та у меня жизнь, какой я хотела».

Здесь стоит упомянуть высказывание Гарри Квеберта о Дженни:

«Знаете, она могла бы стать актрисой, попытать счастья в Голливуде. Она часто об этом говорила. Уехать из Авроры и зажить полной жизнью в Калифорнии. Но она так ничего и не сделала: осталась здесь, получила от матери ресторан и в итоге будет всю жизнь продавать гамбургеры. Сама виновата: мы сами выбираем себе жизнь, Маркус. Уж я-то знаю…»

Да, уж Гарри то со своим планом знает, как на все сбережения снять дом на берегу океана и надеяться на то, что на него снизойдет вдохновение и за пару месяцев он напишет книгу, которая его прославит. Учитывая его случайный успех, явно не ему оценивать то, как сложилась судьба Дженни.

Тревис Доун. В прошлом влюбленный со школы в Дженни полицейский. У него была возможность уехать из Авроры, работать в полиции штата или даже в ФБР, но он остался ради Дженни.

В настоящем Тревис шеф полиции Авроры и женат на Дженни.

Нола Келлерган – дочь пастора, которую автор наделил крайне редким сочетанием качеств: она не просто красивая девушка, она еще интересная и глубокая личность. Например, она в свои 15 лет любит оперы. Это довольно странно даже для меня, хотя я сама с 13 лет полюбила оперы. Она любит читать, петь, танцевать под дождем и чаек.

Для меня достаточно было одной ее фразы: «Гарри, почему все писатели такие одинокие? Хемингуэй, Мелвилл… Это же самые одинокие люди на свете», чтобы понять, что она необыкновенная девушка.

Автор озаглавил одну из глав вопросом «Можно ли влюбиться в пятнадцатилетнюю девочку?», над которым интересно поразмышлять.

Мне кажется, если это реально любовь, а не просто физическое влечение, то возврат не важен (конечно только в том случае, если человек понимает, что до совершеннолетия любовь может быть только платонической), как и пол, цвет кожи и тому подобное. Важно, что ты нашел своего человека, не такого как все (все ведь ищут не таких, как все), способного понять твои мысли и чувства.

Как хорошо сказал Роберт Куинн: «И в эту минуту, благодаря этой девочке пятнадцати лет, я понял, что, наверно, так и не узнал любви. Что многие люди точно никогда не знали любви. Что они, по сути, довольствовались хорошими отношениями, прятались в убожестве своей комфортной жизни и проходили мимо невероятных, волшебных ощущений, которыми, быть может, только и оправдано наше существование на земле».

А вот когда Гарри говорит, что у него с Нолой была любовь, причем не какая-то там, а «Любовь, какая бывает раз в жизни!» в это трудно поверить. Он слишком инфантилен, эгоистичен и безответственен, чтобы любить. Гарри не особо задумывался о последствиях своих поступков и о чувствах других людей. Сначала влюбившись в Нолу, он стал проявлять к ней внимание и пригласил на свидание. Потом испугавшись, стал проявлять внимание к Дженни и приглашать на свидания ее. Он обнадеживал девушек, проявляя к ним внимание и подтверждая таким образом, что их чувства к нему взаимны и тем самым укрепляя их. Хотя изначально знал, что он здесь пробудет только одно лето. Это жестоко и подло. И его не интересовало, что будет с этими девушками, что они будут чувствовать. Нола, например, когда узнала, что предпочел ей Дженни пыталась покончить с собой, а что если бы ей это удалось? Но для него это не имело значения, себя бы он в любом случае оправдал, как и все слабые люди: так получилось, так сложилось, я ничего не мог изменить, следовательно, ни в чем не виноват. Стоит вспомнить о том, как он спокойно хотел сбежать, ничего не сказав Ноле, когда закончились деньги, хотя понимал, насколько серьезно она воспринимает их отношения и может из-за этого предпринять еще одну попытку убить себя. И это он называл любовью, какая бывает раз в жизни?

Получается пятнадцатилетняя Нола ищет работу, чтобы он продолжал жить в роскошном доме на берегу океана, а у тридцатилетнего Гарри даже мысли не возникло о том, что он может найти работу в Рокленде, снять жилье попроще и быть рядом с любовью всей своей жизни?

Внимание, дальше начинается территория спойлеров!

Я думаю, что даже если бы все сложилось по-другому и им удалось бы убежать, они не жили бы долго и счастливо. По теории самого же Квеберта в 31 год человек переходит черту, к этому возрасту он либо станет, либо так и не станет мужчиной. Так вот Гарри было 34 и по его поступкам видно, что он не стал мужчиной. Он слабый и неуверенный в себе человек и любовь Нолы не делала его сильнее, ведь она же не смогла его убедить в том, что он хорошо пишет. Поэтому она бы не сделала из него великого писателя, как он надеялся, а он бы не помог ей выздороветь, а сбежал бы при первых трудностях.

В романе изображены какие-то инертные и беспомощные мужчины, проблемы которых решают женщины, что Гарри и Нола, что Тревис и Дженни.

Дочитав книгу, становится понятно, что главный вопрос был не в том, кто убил Нолу Келлерган. А в чем истоки зла? Для Гарри истоком зла стала книга, которую он украл из-за своей слабости и неуверенности в себе. Для Стерна - неоправданная жестокость, из-за которой он просто ради развлечения искалечил Лютера Калеба. Для Тревиса Доуна неконтролируемая агрессия, от обиды на то, что он пожертвовал своей возможностью лучшей жизни ради Дженни, а она не обращала на него внимания, которую он выместил на Лютере. Ведь даже к Лютеру она относилась с большим участием, чем к нему.

Мне напомнило это «Преступление и наказание» Достоевского. Хоть тридцать лет преступления этих героев оставались безнаказанными, все эти годы сознание своей вины и угрызения совести не покидали их и стали для них самым тяжким наказанием.

Многие говорят, что эта книга похожа на «Твин Пикс». Но я как человек, хорошо знающий сериал «Твин Пикс» могу сказать, что никаких заимствований я не заметила, схожесть только в том, что убита школьница и действие происходит в провинциальном городке Америки. Да и сам Жоэль Диккер это подтверждает, в интервью он сказал, что не смотрел «Твин Пикс». Диккер сказал, что в его книге много аллюзий, но читатели находят лишь 20 % из них.

Расскажу о том, что удалось обнаружить мне.

Самое очевидное при упоминании любви 34-летнего мужчины к девочке 15 лет, конечно «Лолита» Набокова. Жоэль Диккер сказал, что из романа Набокова «пришла моя N-O-L-A (как L-O-L-I-T-A)».

«Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.» /Владимир Набоков «Лолита»/

Тут явное сходство в одержимости главных героев именем девушек. «Н-О-Л-А. Эти четыре буквы перевернули его мир. Нола, маленькая женщина, вскружившая ему голову <…> Ей пятнадцать лет, его любовь под запретом. Н-О-Л-А».

«Убить ее, как некоторые ожидали, я, конечно, не мог. Я, видите ли, любил ее. Это была любовь с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда». /Владимир Набоков «Лолита»/

«Я ее не убивал! Я не убивал Нолу! <…> Нола – единственная женщина, которую я любил в своей жизни, и, на мою беду, ей было всего пятнадцать лет».

Похоже, что «Лолитой» Набокова вдохновлено и применение снотворного Робертом Куинном.

Сюжетный поворот с шизофренией, убийством матери во время психоза и с последующим раздвоением личности, где одной из личностей является убитая мать это, конечно же похоже на роман «Психо» Роберта Блоха, экранизированный Альфредом Хичкоком.

Сама история про когда-то давно произошедшее убийство и то, что есть вроде бы очевидный убийца, но он оказывается невиновным и в итоге настоящий убийца получает заслуженное наказание, напоминает «Забытое убийство» Агаты Кристи. Причем убитая девушка Хеллен тоже была закопана в саду.

Персонаж Гарри - одинокий немолодой профессор университета, потерявший любимого человека и начавший дружить со своим студентом, напомнил мне главного героя романа «Одинокий мужчина» Кристофера Ишервуда.

Опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», любимая опера Нолы, грустная история любви юной Чио-Чио-Сан и циничного Пинкертона. Чио-Чио-Сан 15 лет и она искренне любит Пинкертона, а Пинкертон намерен жениться на ней только для того, чтобы просто провести с ней медовый месяц в арендованном домике на вершине холма, а потом вернуться в Америку, где этот брак, заключенный в Японии не имеет юридической силы. Это очень похоже на то, как Гарри вначале планировал пускать Ноле пыль в глаза о том, что он известный писатель из Нью-Йорка, а потом просто уехать. Потом планировал провести неделю на отдыхе и уехать, ничего ей не сказав. Сюда же можно притянуть и попытку Нолы свести счеты с жизнью, когда она увидела Гарри с Дженни. Как Чио-Чио-Сан убивает себя, когда видит Пинкертона с его женой Кейт.

Ну и Лютер Калеб с обезображенной внешностью, но с добрым сердцем, любящий Нолу напоминает Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

В общем, это детективная история с внушительным количеством сюжетных твистов, доходящая в своей невероятности до экзорцизма, с бесконечным повторением слов «милая» и «чайки», но при этом весьма интересная.

А после прочтения книги, советую посмотреть сериал «Правда о деле Гарри Квеберта» (The Truth About the Harry Quebert Affair) 2018 года Жан-Жака Анно, французского режиссера снявшего фильм «Семь лет в Тибете» (Seven Years in Tibet) в 1997 году с Брэдом Питтом в главной роли и экранизацию бестселлера «Имя розы» Умберто Эко.

-2

Сериал мне понравился, он снят максимально близко к первоисточнику. Первое, что стоит отметить это подбор актеров, каждый идеально подходит на свою роль.

Во-вторых, саундтрек, особенно главная музыкальная тема — запоминающаяся мелодия, которая точно передает настроение истории.

В-третьих, заставка сериала с именами актеров, напечатанными на печатной машинке и растекающимися чернилами – это отличная идея.

К тому же, в сериале сгладили некоторые шероховатости первоисточника. Например, самый спорный момент с письмами. Если Гарри не получал писем от Нолы и следовательно никогда не писал ей ответных, то как Нола могла не заметить, что почерк на письмах от Гарри не совпадает с почерком на его рукописи, которую она перепечатывала? Притом, что отец Нолы уточняет, что «судя по почерку, письмо писал человек явно не того возраста, чтобы иметь роман с моей дочерью», а это уточняет то, что письма не были напечатаны на печатной машинке. В сериале нашли этому объяснение в том, что Лютер забирал, выброшенные Гарри страницы и будучи художником без труда подделывал его почерк. Но для меня кажется странным, что Нола ни разу не упомянула при Гарри о письмах.

В целом все эти сюжетные повороты книги похожи на игру, в которую хочется продолжить играть и после прочтения. И еще интересно представить, что было бы, если бы все сложилось по-другому.

#современнаялитература #современнаязарубежнаялитература #детективныйроман #отзывнакнигу #отзывофильме #сериалнавечер #рецензиянакнигу #детективныйсериал #чтопочитать #детектив