Найти тему
Петербург. Детали+

Парадные: доходный дом страхового общества "Россия"

Николай Рерих, увлечённый русской древностью, сделал эскизы для оформления фасада дома
Николай Рерих, увлечённый русской древностью, сделал эскизы для оформления фасада дома

Дом N 35 по Большой Морской улице легко узнаваем. Его фасад украшает панно из майолики, тема которого - походы древнерусского войска. Серию рисунков для панно создал Николай Рерих.

Доходный дом строился по заказу страхового общества «Россия» в 1905-1907 годах. Архитекторы – Александр Гимпель и Василий Ильяшев. Стиль – северный модерн, получивший распространение на рубеже 19-го и 20-го веков в Санкт-Петербурге, а также в скандинавских и прибалтийских странах. (В Европе его называют «национальным романтизмом»). Особенности этого архитектурного направления – плавность линий, гармоничное сочетание различных материалов, использование в оформлении тем природы и фольклора родного края.

Доходный дом страхового общества «Россия» – образец северного модерна
Доходный дом страхового общества «Россия» – образец северного модерна

Фасад дома облицован гранитом разных оттенков. Украшают его декоративные треугольные вставки над окнами второго этажа, тема которых Русский север. А также - майоликовый фриз, расположенный под карнизом вдоль пятого этажа, посвящённый походам древнерусского войска.

Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы. Майолика – вид керамики, покрытой красками и глазурью.

Композиция в целом получила название "Северная жизнь".

Красочные майоликовые панно были изготовлены в мастерской выдающегося художника-керамиста Петра Ваулина. Поскольку фриз расположен на высоте более 16 метров, мастеру пришлось сделать большое количество моделей, прежде чем удалось добиться, чтобы гамма цветов хорошо воспринималась на большом расстоянии и соответствовала оригинальным рисункам Рериха.

Синтез майолики и архитектуры
Синтез майолики и архитектуры

Тема северной жизни получила продолжение в парадной дома. Белый рельефный фриз с неповторяющимися сюжетами украшает вестибюль и лестничную клетку вплоть до верхних этажей. Когда я впервые попала в эту парадную, было ощущение, что я пришла в музей Арктики и Антарктики.

Часть сюжетов рельефного фриза в парадной посвящена северной тематике
Часть сюжетов рельефного фриза в парадной посвящена северной тематике

Рельефный фриз тянется вдоль лестничной клетки вплоть до верхних этажей
Рельефный фриз тянется вдоль лестничной клетки вплоть до верхних этажей

Входные двери парадной сделаны по эскизам Василия Ильяшева, одного из авторов архитектурного проекта. Когда-то и внешняя дверь, и внутренняя дверь тамбура имели стёкла с фацетом.

Фацетирование – художественная обработка стекла при которой края срезаются под углом. Попадая на скошенную грань, луч света преломляется, и возникает эффект блеска, как у бриллианта.

Во внутренней двери фацетированные стёкла частично сохранились до наших дней.

-6

В солнечную погоду фацетированные стёкла блестят, как бриллианты
В солнечную погоду фацетированные стёкла блестят, как бриллианты

В интерьерах дома сохранилась целая коллекция каминов и керамических печей. В общей сложности их около 60-и. Изготовлены они были в мастерских России, Финляндии и Германии. Есть печь и в парадной.

Эта печь находится в парадной
Эта печь находится в парадной

Сохранились также десять разнообразных витражей, расположенных на лестничных площадках парадной. Так, на площадке между первым и вторым этажами мы видим витражный триптих, на котором запечатлён зимний пейзаж. Он уникален по стеклянному набору: здесь практически нет одноцветных фактурных стёкол. Рисунок набран из опаловых и опалесцентных (оптически неоднородных) пластин, многообразных по цветовым нюансам. Благодаря этому изображение выглядит как картина, а не как декоративное панно.

-9
Витражное окно между 2-м и 3-м этажами
Витражное окно между 2-м и 3-м этажами

На площадке между вторым и третьим этажами – витражное окно, разделенное на 9 секций, с изображением тюльпанов.

Витражи украшают каждую из лестничных площадок
Витражи украшают каждую из лестничных площадок

По оценке специалистов, комплекс витражей этого здания является выдающимся памятником искусства. Авторы работы, к сожалению, не известны. Возможно, витражи были изготовлены за рубежом, так как они не характерны для витражного искусства Петербурга.

Так выглядит дом со стороны двора
Так выглядит дом со стороны двора

До революции на первом этаже дома размешались магазины, в том числе – «Рояли и пианино Я. Беккера». Страховое общество «Россия» занимало второй и третий этажи. На верхних этажах были квартиры. Сейчас в доме остались только три жилые квартиры. Все остальные площади занимают различные организации и учреждения.

Все фото автора.

О других петербургских парадных читайте в подборке Не подъезды, а парадные

Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!