Дом N 35 по Большой Морской улице легко узнаваем. Его фасад украшает панно из майолики, тема которого - походы древнерусского войска. Серию рисунков для панно создал Николай Рерих.
Доходный дом строился по заказу страхового общества «Россия» в 1905-1907 годах. Архитекторы – Александр Гимпель и Василий Ильяшев. Стиль – северный модерн, получивший распространение на рубеже 19-го и 20-го веков в Санкт-Петербурге, а также в скандинавских и прибалтийских странах. (В Европе его называют «национальным романтизмом»). Особенности этого архитектурного направления – плавность линий, гармоничное сочетание различных материалов, использование в оформлении тем природы и фольклора родного края.
Фасад дома облицован гранитом разных оттенков. Украшают его декоративные треугольные вставки над окнами второго этажа, тема которых Русский север. А также - майоликовый фриз, расположенный под карнизом вдоль пятого этажа, посвящённый походам древнерусского войска.
Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы. Майолика – вид керамики, покрытой красками и глазурью.
Композиция в целом получила название "Северная жизнь".
Красочные майоликовые панно были изготовлены в мастерской выдающегося художника-керамиста Петра Ваулина. Поскольку фриз расположен на высоте более 16 метров, мастеру пришлось сделать большое количество моделей, прежде чем удалось добиться, чтобы гамма цветов хорошо воспринималась на большом расстоянии и соответствовала оригинальным рисункам Рериха.
Тема северной жизни получила продолжение в парадной дома. Белый рельефный фриз с неповторяющимися сюжетами украшает вестибюль и лестничную клетку вплоть до верхних этажей. Когда я впервые попала в эту парадную, было ощущение, что я пришла в музей Арктики и Антарктики.
Входные двери парадной сделаны по эскизам Василия Ильяшева, одного из авторов архитектурного проекта. Когда-то и внешняя дверь, и внутренняя дверь тамбура имели стёкла с фацетом.
Фацетирование – художественная обработка стекла при которой края срезаются под углом. Попадая на скошенную грань, луч света преломляется, и возникает эффект блеска, как у бриллианта.
Во внутренней двери фацетированные стёкла частично сохранились до наших дней.
В интерьерах дома сохранилась целая коллекция каминов и керамических печей. В общей сложности их около 60-и. Изготовлены они были в мастерских России, Финляндии и Германии. Есть печь и в парадной.
Сохранились также десять разнообразных витражей, расположенных на лестничных площадках парадной. Так, на площадке между первым и вторым этажами мы видим витражный триптих, на котором запечатлён зимний пейзаж. Он уникален по стеклянному набору: здесь практически нет одноцветных фактурных стёкол. Рисунок набран из опаловых и опалесцентных (оптически неоднородных) пластин, многообразных по цветовым нюансам. Благодаря этому изображение выглядит как картина, а не как декоративное панно.
На площадке между вторым и третьим этажами – витражное окно, разделенное на 9 секций, с изображением тюльпанов.
По оценке специалистов, комплекс витражей этого здания является выдающимся памятником искусства. Авторы работы, к сожалению, не известны. Возможно, витражи были изготовлены за рубежом, так как они не характерны для витражного искусства Петербурга.
До революции на первом этаже дома размешались магазины, в том числе – «Рояли и пианино Я. Беккера». Страховое общество «Россия» занимало второй и третий этажи. На верхних этажах были квартиры. Сейчас в доме остались только три жилые квартиры. Все остальные площади занимают различные организации и учреждения.
Все фото автора.
О других петербургских парадных читайте в подборке Не подъезды, а парадные
Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!