Искусство прекрасно тем, что оно не имеет чётких рамок или твёрдо установленных границ стилей.
На протяжении развития цивилизации видоизменялась изобразительная деятельность, и нам досталось в наследство огромное разнообразие живописных произведений. От академического реализма до совершенно уникальных работ, не похожих ни на какие другие по манере исполнения и подаче идеи.
На рубеже 19 и 20 веков в череде возникших новых стилей сформировались примитивизм и наив. Как отзвуки первобытных наскальных рисунков, в комбинации с национальными промыслами, средневековыми гравюрами и восхитительными яркими, простыми детскими рисунками. Суть примитивизма и наива искусствоведы находят в упрощении композиции и получении удовольствия от передачи узнаваемых образов и самого процесса рисования.
Художники, выбравшие манеру примитивизма, создавали интересные лаконичные полотна с милыми, на первый взгляд, незатейливыми сюжетами, но на самом деле, имеющими глубокий смысл. Примитивное – это не синоним плохого. Это такой же целостный и обособленный стиль, совершенный в своём роде. И много народов мира имеют свои образцы наивного искусства: африканские культуры, индейское искусство и творчество аборигенов Океании и Австралии.
Характерно, что в примитивизме работали и профессиональные художники и самоучки, и обе категории этих художников оставили свой самобытный след в истории искусства.
В первую очередь, примитивизм ассоциируется с Нико Пиросмани, художником-самоучкой, одним из крупнейших мастеров наивного искусства.
Он писал натюрморты, сцены застолий и окружающие его пейзажи. Его картины отражали жизнь художника, окружающих его людей, животных и происходящие с ним события. Даже его безответная любовь осталась на холсте, необыкновенным портретом, музой бедного художника.
Портрет любимой женщины Пиросмани, ради которой он продал всё своё имущество, картины и на вырученные деньги купил ей цветы. 9 повозок с цветами он отправил к её дому, заполнив всю площадь невероятным количеством благоухающих роз.
Но то, что случилось дальше – осталось загадкой. Есть два противоположных мнения: по одной версии, восхищённая актриса поцеловала художника и ушла прочь. По другой версии, они даже не встретились, он скромно послал ей цветы и удалился. Не смея даже претендовать на ответную благодарность. В одном только сходятся обе версии: художник так и остался одиноким.
В насыщенной жизни Маргариты де Севр его поступок стал просто романтичным эпизодом.
Другим ярким представителем этого необычного стиля стал Анри Жульен Фелис Руссо. В его жизни была работа помощником судебного пристава, затем несколько лет службы в армии, служба приставом и работа на таможне. Но в возрасте 49 лет он ушел из таможни и посвятил себя только живописи. И со временем прославился, как художник-самоучка, ставший ключевой фигурой в истории наивного искусства.
В период армейской службы рассказы сослуживцев об экспедициях в Мексику стали источником вдохновения для создания фантастических пейзажей. Он был прекрасным колористом, его работы отличались поэтичностью и тонко переданным настроением.
Есть и другие имена самобытных художников-примитивистов, оставивших свой след в искусстве: Бабушка Мозес, Екатерина Медведева и много других.
Сейчас тоже есть последователи этих стилей. Но это - уже другая история.