Найти в Дзене

Почему Илии позволено принести жертву на горе Кармель?

В состязании с пророками Ваала Илия восстанавливает жертвенник ЯХВЕ на горе Кармель и приносит жертву. Позже он оплакивает разрушение других жертвенников ЯХВЕ (3 Цар. 18–19). Но разве в Книге Царств ясно не сказано, что только жертвенник в Иерусалиме был законным после того, как Соломон построил Храм? История драматического состязания Илии с 450 пророками Ваала на горе Кармель (3 Цар 18) имеет определенные параллели с отрывком из Исхода, в котором рассказывается о грехе золотого тельца. Илия в некоторой степени создан по образцу Моисея, и оба отрывка сосредоточены на правильном и неправильном поклонении. Правильное поклонение ЯХВЕ не может быть скомпрометировано ни незаконным физическим изображением ЯХВЕ, таким как телец, ни поклонением ЯХВЕ вместе с чужеземным богом, таким как финикийский Ваал. Илия разъясняет этот последний момент: מלכים א יח:כא וַיִּגַּשׁ אֵלִיָּהוּ אֶל כָּל הָעָם וַיֹּאמֶר עַד מָתַי אַתֶּם פֹּסְחִים עַל שְׁתֵּי הַסְּעִפִּים אִם יְ־הֹוָה הָאֱלֹהִים לְכוּ אַחֲרָיו וְ
Илия и пророки Ваала , Питер Нольпе, 1623–1702 гг.
Илия и пророки Ваала , Питер Нольпе, 1623–1702 гг.

В состязании с пророками Ваала Илия восстанавливает жертвенник ЯХВЕ на горе Кармель и приносит жертву. Позже он оплакивает разрушение других жертвенников ЯХВЕ (3 Цар. 18–19). Но разве в Книге Царств ясно не сказано, что только жертвенник в Иерусалиме был законным после того, как Соломон построил Храм?

История драматического состязания Илии с 450 пророками Ваала на горе Кармель (3 Цар 18) имеет определенные параллели с отрывком из Исхода, в котором рассказывается о грехе золотого тельца. Илия в некоторой степени создан по образцу Моисея, и оба отрывка сосредоточены на правильном и неправильном поклонении. Правильное поклонение ЯХВЕ не может быть скомпрометировано ни незаконным физическим изображением ЯХВЕ, таким как телец, ни поклонением ЯХВЕ вместе с чужеземным богом, таким как финикийский Ваал. Илия разъясняет этот последний момент:

מלכים א יח:כא וַיִּגַּשׁ אֵלִיָּהוּ אֶל כָּל הָעָם וַיֹּאמֶר עַד מָתַי אַתֶּם פֹּסְחִים עַל שְׁתֵּי הַסְּעִפִּים אִם יְ־הֹוָה הָאֱלֹהִים לְכוּ אַחֲרָיו וְאִם הַבַּעַל לְכוּ אַחֲרָיו וְלֹא עָנוּ הָעָם אֹתוֹ דָּבָר.

31Цар 18:21 Илия подошел ко всему народу и сказал: «Доколе вы будете колебаться между двумя мнениями? Если ЯХВЕ есть Бог, следуйте за Ним; а если Ваал, следуй за ним!» Но люди не ответили ему ни слова.

Илия устраивает состязание между собой и пророками Ваала. Каждый готовил подношение и призывал своего бога. Только «истинный» бог примет подношение своего пророка, поглотив жертву небесным огнем.

Пророки Ваала. Джеймс Тиссо
Пророки Ваала. Джеймс Тиссо

Пророки Ваала идут первыми, но все их ритуалы и молитвы напрасны. Наконец, к полудню приходит очередь Илии:

מלכים א יח:ל וַיֹּאמֶר אֵלִיָּהוּ לְכָל הָעָם גְּשׁוּ אֵלַי וַיִּגְּשׁוּ כָל הָעָם אֵלָיו וַיְרַפֵּא אֶת מִזְבַּח יְ־הֹוָה הֶהָרוּס. יח:לא וַיִּקַּח אֵלִיָּהוּ שְׁתֵּים עֶשְׂרֵה אֲבָנִים כְּמִסְפַּר שִׁבְטֵי בְנֵי יַעֲקֹב אֲשֶׁר הָיָה דְבַר יְ־הֹוָה אֵלָיו לֵאמֹר יִשְׂרָאֵל יִהְיֶה שְׁמֶךָ. יח:לבוַיִּבְנֶה אֶת הָאֲבָנִים מִזְבֵּחַ בְּשֵׁם יְ־הֹוָה…

1Цар 18:30 И сказал Илия всему народу: подойдите ко мне; и все люди приблизились к нему. Он восстановил поврежденный жертвенник ЯХВЕ. 18:31 И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, к которым было слово ЯХВЕ: «Израиль будет имя тебе» — 18:32 , и построил из камней жертвенник во имя ЯХВЕ…

История продолжается тем, что Илия спустил огонь с небес на свой жертвенник, тем самым выиграв состязание. Затем израильтяне провозглашают: «ЯХВЕ есть Бог».

Как насчет централизации культа?

Из этого отрывка об Илии на горе Кармель выявляются два примечательных момента:

  1. Яхвистский алтарь существовал раньше на горе Кармель, но был поврежден и пришел в упадок.
  2. Явное намерение Илии состоит в том, чтобы принести жертву на этом восстановленном яхвистском жертвеннике.

Текст рассматривает действия Илии положительно, как часть его замечательного поведения в защиту поклонения ЯХВЕ. И все же кажется ироничным, что в контексте того самого состязания, целью которого было отстаивание чистоты поклонения ЯХВЕ, Илия восстанавливает и использует жертвенник на горе Кармель, который, согласно закону централизации культа (Втор. 12:8). –14), является незаконным:

דברים יב:ח לֹא תַעֲשׂוּן כְּכֹל אֲשֶׁר אֲנַחְנוּ עֹשִׂים פֹּה הַיּוֹם אִישׁ כָּל הַיָּשָׁר בְּעֵינָיו. יב:טכִּי לֹא בָּאתֶם עַד עָתָּה אֶל הַמְּנוּחָה וְאֶל הַנַּחֲלָה אֲשֶׁר יְ־הֹוָה אֱלֹהֶיךָ נֹתֵן לָךְ. יב:יוַעֲבַרְתֶּם אֶת הַיַּרְדֵּן וִישַׁבְתֶּם בָּאָרֶץ אֲשֶׁר יְ־הֹוָה אֱלֹהֵיכֶם מַנְחִיל אֶתְכֶם וְהֵנִיחַ לָכֶם מִכָּל אֹיְבֵיכֶם מִסָּבִיב וִישַׁבְתֶּם בֶּטַח. יב:יאוְהָיָה הַמָּקוֹם אֲשֶׁר יִבְחַר יְ־הֹוָה אֱלֹהֵיכֶם בּוֹ לְשַׁכֵּן שְׁמוֹ שָׁם שָׁמָּה תָבִיאוּ אֵת כָּל אֲשֶׁר אָנֹכִי מְצַוֶּה אֶתְכֶם עוֹלֹתֵיכֶם וְזִבְחֵיכֶם

… יב:יג הִשָּׁמֶר לְךָ פֶּן תַּעֲלֶה עֹלֹתֶיךָ בְּכָל מָקוֹם אֲשֶׁר תִּרְאֶה. יב:יד כִּי אִם בַּמָּקוֹם אֲשֶׁר יִבְחַר יְ־הֹוָה בְּאַחַד שְׁבָטֶיךָ שָׁם תַּעֲלֶה עֹלֹתֶיךָ וְשָׁם תַּעֲשֶׂה כֹּל אֲשֶׁר אָנֹכִי מְצַוֶּךָּ….

Втор 12:8 Совсем не поступайте так, как мы теперь поступаем здесь, каждый, как хочет, 12:9 потому что вы еще не пришли в уготованную гавань, которую Господь, Бог ваш, дает вам. 12:10 Когда ты перейдешь Иордан и поселишься на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и Он даст тебе безопасность от всех врагов твоих, окружающих тебя, и ты будешь жить в безопасности, 12:11 тогда ты должен принести все, что я повелю вас на место, где изберет ЯХВЕ, Бог ваш, чтобы утвердить имя Свое: всесожжения ваши и другие жертвы…

12:13 Остерегайтесь приносить всесожжения ваши в любом месте, где вам угодно; 12:14 но только в том месте, которое выберет ЯХВЕ на территории одного из ваших племен. Там приноси всесожжения твои и там соблюдай все, что Я повелю тебе…

Илия. Джеймс Тиссо
Илия. Джеймс Тиссо

В самом Второзаконии местонахождение выбранного места не указано; оно представлено как нечто, что будет определено только в будущем (Второзаконие 12:10–11). Однако Книга Царств разъясняет, что:

  1. Наступил период «защиты от врагов», необходимый для централизации культа.
  2. Место, которое ЯХВЕ избрал для Своего святилища, отождествляется с Иерусалимом.

Соломон разъясняет эти моменты в своем послании Хираму, царю Тирскому (3 Цар. 5:16–19):

מלכים א ה:טז וַיִּשְׁלַח שְׁלֹמֹה אֶל חִירָם לֵאמֹר. ה:יז אַתָּה יָדַעְתָּ אֶת דָּוִד אָבִי כִּי לֹא יָכֹל לִבְנוֹת בַּיִת לְשֵׁם יְ־הֹוָה אֱלֹהָיו מִפְּנֵי הַמִּלְחָמָה אֲשֶׁר סְבָבֻהוּ עַד תֵּת יְ־הֹוָה אֹתָם תַּחַת כַּפּוֹת (רגלו) [רַגְלָי]. ה:יח וְעַתָּה הֵנִיחַ יְ-הֹוָה אֱלֹהַי לִי מִסָּבִיב אֵין שָׂטָן וְאֵין פֶּגַע רָע. ה:יט וְהִנְנִי אֹמֵר לִבְנוֹת בַּיִת לְשֵׁם יְ־הֹוָה אֱלֹהָי…

3Цар 5:16 Соломон послал это сообщение Хираму: 5:17 «Вы знаете, что мой отец Давид не мог построить дом имени Господа Бога своего из-за врагов, которые окружили его, пока Господь не поместил их под подошвой (его) [моих] ног. 5:18 Но теперь Господь, Бог мой, дал мне отсрочку со всех сторон, и нет ни противника, ни несчастья. 5:19 Итак, я намереваюсь построить дом во имя ЯХВЕ, Бога моего…»

Действительно, в начале длинного обращения Соломона к посвящению Храма он представляет выбор ЯХВЕ Иерусалима как неразрывный с его выбором Давида, сыну которого было суждено воздвигнуть Храм (3 Цар. 8:14–20).

Преобладающее отношение царей к жертвоприношению за пределами Иерусалима

Бамот в красном круге
Бамот в красном круге

Книга Царей осуждает почти каждого иудейского царя за терпимость к бамот (часто переводимым как «высоты»), жертвенным алтарям, которые были разбросаны по сельской местности за пределами иерусалимского храма. Например, иудейский царь Ахаз подвергается критике следующим образом:

מלכים ב טז:ד וַיְזַבֵּחַ וַיְקַטֵּר בַּבָּמוֹת וְעַל הַגְּבָעוֹת וְתַחַת כָּל עֵץ רַעֲנָן

4-я Царств 16:4 Он приносил жертвы и приношения на бамоте , на холмах и под всяким лиственным деревом.

Только Соломону в начале его правления дано разрешение на использование бамота, потому что храм еще не был построен:

מלכים א ג:ב רַק הָעָם מְזַבְּחִים בַּבָּמוֹת כִּי לֹא נִבְנָה בַיִת לְשֵׁם יְ־הֹוָה עַד הַיָּמִים הָהֵם. ג:ג וַיֶּאֱהַב שְׁלֹמֹה אֶת יְ־הֹוָה לָלֶכֶת בְּחֻקּוֹת דָּוִד אָבִיו רַק בַּבָּמוֹת הוּא מְזַבֵּחַ וּמַקְטִיר.

3Цар 3:2 Народ же продолжал приносить жертвы у открытых святилищ, потому что до того времени не было построено ни одного дома во имя ЯХВЕ. 3:3 Соломон любил ЯХВЕ и следовал обычаям Давида, отца своего, только он также приносил жертвы и приношения на бамотах.

Даже такие цари, как Аса, Иосафат, Иоас и Азарий (Озия), которые иначе считались «делающими угодное в очах ЯХВЕ», подвергаются критике по поводу бамот (3 Цар. 15:11, 14) . ; 22:43–44; 4 Цар. 12:3–4; 14:3–4; 15:3–4).

Короче говоря, Книга Царств, считает, что после того, как центральный Храм был построен, запрещено делать подношения ЯХВЕ где-либо еще. Так как же может быть, что великий герой поклонения ЯХВЕ, пророк Илия, сделал именно это на горе Кармель? Более того, почему Книга Царств не критикует его за это, как она критикует других праведных людей за их несоблюдение закона?

Илия бежит перед колесницей царя Ахаза
Илия бежит перед колесницей царя Ахаза

Историко-критический подход

Прозаичное описание жертвоприношения Илии на горе Кармель противоречит не только закону централизации культа, но, что более важно, многочисленным отрывкам из самой Книги Царств, которые принимают это второзаконическое предписание как должное (например, 1 Цар 3:2, процитированное выше). Доминирующий идеал централизации культа в Книге Царств отражает позицию редакторов этой книги, на которых сильно повлияли законы, язык и богословие Второзакония.

Централизация культа, предложенная Второзаконием, по-видимому, берет свое начало во времена правления Езекии (конец восьмого века до н . э.). .), но прочно не укореняется до нескольких поколений спустя при Иосии (вторая половина седьмого века до н.э. ).

Но даже, несмотря на то, что Книга Царств была составлена ​​после этого периода, она содержит множество источников, которые могут быть значительно более ранними. Три из них прямо упоминаются в тексте по именам: «Книга летописей Соломона» (3 Цар. 11:41), «Летописи царей Израильских» (3 Цар. 14:19; 15:31; 16). :5, 14, 27 и др.) и «Анналы царей Иудейских» (3 Цар. 14:29; 15:7, 23; 22:46 и др.).

Истории об Илии и Елисее

Другие источники, не упомянутые прямо, но предполагаемые, включают храмовые записи и пророческие рассказы. Рассказы об Илии и Елисее (т. е. основная часть 3 Цар 17:1–2 Цар 8:15, а также 4 Цар 13:14–21), которые сосредоточены на чудесных делах их главных героев, принадлежат к последней категории. Судя по всему, они возникли среди пророческих кругов в Северном Царстве, возможно, среди группы, упоминаемой в самих сказках как בני הנביאים («сыны пророков»; см. 4 Цар. 3:3, 5; 4:1, 38; 6). :1 и др.).

Эти истоии почти не обнаруживают влияния второзакония, поэтому неудивительно, что в них отсутствует тема централизации культа. В самом деле, вполне возможно, что эти рассказы восходят к периоду до того, как централизация культа стала общепринятой, авторитетной нормой.

Илия. Марк Шагал
Илия. Марк Шагал

Положительная оценка яхвистских алтарей

Заявление Илии о том, что израильтяне оставили завет ЯХВЕ, разрушив Его жертвенники и убив его пророков, предполагает, что жертвенники Яхве, такие как тот, что на горе Кармель, были повреждены как часть волны преследований, организованных финикийской царицей Иезавелью против пророков Яхве (см. 1 Цар. 18:13 для более раннего упоминания об убийстве Иезавелью пророков-яхвистов). Но строительство Илией жертвенника на горе Кармель в 3 Царств 18 и его жалоба ЯХВЕ на разрушенные жертвенники в 1 Царств 19 являются заметными исключениями из чрезвычайно негативного отношения Книги Царств к яхвистским жертвенникам за пределами Иерусалимского храма.

Ясно, что в восприятии Илии яхвистские жертвенники, такие как тот, который он отремонтировал на горе Кармель, были не только законными, но и их разрушение представляло собой оскорбление ЯХВЕ, действительно осязаемое выражение отказа людей от своего завета с ЯХВЕ. Контраст между таким восприятием и Второзаконным законом, отраженным в самой Книге Царств, который запрещает жертвоприношения вне иерусалимского храма, едва ли может быть большим!

Почему пророческие истории были включены в Книгу Царств?

Каким образом история, противоречащая идее редактора о централизации культа, попала в Книгу Царств? Существует предположение, что многие из пророческих историй попали в Книгу Царств на очень позднем этапе, а именно только после шестого века до нашей эры.

Однако возможен и другой вариант. Библейская литература изобилует произведениями, включающими ранее существовавшие источники, даже если эти более ранние источники противоречат собственной позиции автора/редактора. Нет нужды идти дальше Книги Паралипоменон, в которой утверждается, что царь Аса удалил бамот (2 Пар. 14:4), в то время как летописец сохраняет примечание из Книги Царств, утверждающее прямо противоположное (2 Паралипоменон 15:17, параллельное 1Цар 15:14).

Что касается Книги Царств, Мордехай Коган, заслуженный профессор библейской истории Еврейского университета, пишет:

Анализ различных источников, которые были объединены в состав «Царей», требует замечания относительно древней стилистики и процедуры редактирования. Автор книги, похоже, не предпринял никаких усилий, чтобы стереть контрольные признаки отдельных источников; каждому было позволено высказаться в своей собственной отличительной идиоме и конкретном заявлении.

Редакторов книги Царств привлекли повествования об Илии из-за повторяющейся в них темы Божьего слова, исполняемого через его пророка (например, 1 Цар. 17:16, 24; 4 Цр. 1:17), центральной идеи, Второзакония (см. Второзаконие 18:21–22; 3 Цар. 2:27; 12:15; 14:18 и т. д.). Они также одобрили бы бескомпромиссную позицию Илии по отношению к иностранным культам. Эти факторы, возможно, побудили их включить повествования об Илии в свою работу, несмотря на очевидное игнорирование Илией централизации культа.