«Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то или мелкий скот, — Господни они. Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей. Только всё заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности — человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, — не продаётся и не выкупается: всё заклятое есть великая святыня Господня; всё заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти. И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов деревьев принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене её пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под посохом пастуха, десятое должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено» (Лев. 27:26–33).
Главная тема главы — «обеты»: что израильтяне могли посвящать Господу по обету и как они должны были исполнять эти обеты. В последнем разделе темы сообщаются подробности того, что люди не могли посвящать, когда добровольно давали обет Господу. Рассматриваются три вида таких даров.
Стихи 26, 27. Израильтяне не должны были посвящать первенцев из скота. Почему нет? Потому что первенцы, вол ли то или мелкий скот, уже принадлежали Господу (см. Исх. 13:1, 2, 12, 13). Первенцев чистых животных нельзя было выкупить, так как они приносились в жертву Богу. Первенцев нечистого скота можно было выкупить, заплатив священникам по их оценке плюс обычные 20 процентов. Если владелец животного не выкупал его, то его нужно было продать, так как его нельзя было принести в жертву. Деньги от продажи использовались на нужды скинии.
Стихи 28, 29. В этих стихах говорится о людях и имуществе, посвящённых Богу в особом смысле. В ранее описанных законах обсуждались ситуации, когда люди давали добровольные обеты Господу, но этот закон совершенно о другом.
Эти стихи говорят о том, что под заклятием отдаёт человек Господу. Слово «заклятие» родственно еврейскому слову кхерем, которое может означать «обречённый на уничтожение» или «запретный». В Международном Библейском Обществе это слово переведено «посвящённый по обету» и «освятить… по обету». В Восстановительном Переводе сказано: «Всё то, что кто-нибудь заклинает Иегове из всего, что у него есть» и «…которые закляты на уничтожение». Всё, что попадало в эту категорию, не могло быть продано или выкуплено. Это было великой святыней Господней и должно было быть предано смерти.
В стихе 29 те же указания даются в отношении «заклятого» человека. Его нельзя было выкупить, его нужно было предать смерти.
Вопрос: «Как и почему мог израильтянин заклясть то, что ему принадлежало, на уничтожение?» Что это? Отдельная категория, существовавшая в рамках какого-то другого обета? Давал ли человек обет (заклинал) о чём-то, чем он владел, например о животном, обещая уничтожить его? Было ли ему в таком случае разрешено заклясть человека, которым он «владел», — раба или ребенка — на уничтожение? Если так, то эти правила помешали бы ему заменить чем-либо это «заклятое». Ему пришлось бы убить их или организовать их убийство.
Кажется невероятным, чтобы закон Господа требовал этого. Закон запрещал кому бы то ни было по своему желанию лишать другого человека жизни. В других местах Ветхого Завета, где говорится о людях или вещах, «посвящённых уничтожению», инициатором заклятия был Бог, а не человек. Трудно поверить, что Бог одобрял «посвящение уничтожению» какой-либо вещи — тем более другого человека — которое исходило бы от того или иного израильтянина.
Что же тогда означает этот отрывок? Как мог израильтянин управлять «посвящением чего-то уничтожению»? Можно предложить два возможных объяснения.
Во-первых, «заклятые» объекты были тем, что надлежало уничтожить либо из-за упорного греха (в случае человека), либо из-за связи с идолопоклонством (в случае животных и полей). Кейл и Делитщ пишут, что этот закон призывал заклятых людей убить, а неодушевлённые предметы отдать в святилище или уничтожить. Затем они добавляют:
«Последнее, без сомнения, имело место только в случае собственности идолопоклонников… [Втор. 13:13–18]. Из этого следует, однако, что обет под заклятием мог быть дан только в отношении лиц, которые упрямо сопротивлялись обязательному освящению своей жизни, и что человек не имел права заклясть человека просто потому, что ему так хочется и нравится… Аналогичным образом, и владельцу скота и полей разрешалось отдать их под заклятие, только когда они были либо осквернены идолопоклонством, либо использовались в нечестивых целях».
Заклятие, по их словам, было, без сомнения, возможно только в том случае, когда кто-то противился воле Бога. Это было «проявление правовой святости Бога, выражающееся в праведности и справедливом суде».
Во-вторых, предметы, о которых говорится здесь, возможно, были предметами, захваченными в бою (трофеями), которые Господь отдал под заклятие; это могло относиться и к людям, взятым в плен на войне. Харрис пишет: «Самые известные примеры — трофеи Иерихона (Иис. Н. 6:24) и амаликитяне в дни Саула (1 Цар. 15:3–9). Такие трофеи и таких пленных нельзя было освободить, продать или выкупить. Воин, вернувшийся с битвы с одним или несколькими предметами, «посвящёнными уничтожению», должен был уничтожить эти предметы, не выкупая их (или, возможно, отдать неодушевленные предметы в святилище). Хэйз говорит:
«Посвящённые предметы… обещались или отдавались Богу без возможности выкупа или продажи. [Например, см. Чис. 21:1–3; Втор. 13:13–18]… Посвящённые предметы становились имуществом храма и священников («великой святыней») или уничтожались (Чис. 18:14; 21:2–3)».
Трудно представить себе, как фраза «поле своего владения» в стихе 28 может означать нечто, захваченное в битве. Может быть, имеется в виду, что такое поле было куплено за деньги, захваченные в сражении. Можно также недоумевать, как такое поле может быть «посвящено уничтожению». Возможно, оно оставалось неиспользованным; или, как предположил Хэйз, оно могло стать собственностью святилища, что, по-видимому, подтверждается 27:21, где говорится о поле «как бы… заклятом» или «посвящённом» (кхерем).
Стихи 30–33. Десятина, десятая часть, также не была предназначена для обетов, поскольку и так уже принадлежала Богу. Так как десятина принадлежала Господу, её нельзя было включать в обет, приносимый Богу добровольно (27:30).
Для начала Господь сказал, что израильтянин должен отдавать Господу 10 процентов своего урожая, одну десятую как зерновых, собранных со своих полей, так и плодов с деревьев и винограда. Если он захочет выкупить зерно или плоды, которые он должен отдать Богу, то он может сделать это, заплатив их стоимость плюс 20 процентов (27:31).
Закон также предписывает израильтянину отдавать Господу 10 процентов от своего скота. Далее указывается, что выбирать десятину из крупного и мелкого скота нужно было наугад. Из проходящих мимо животных каждое десятое животное должно было отдаваться Господу. Не нужно было разбирать, хорошее ли это десятое животное или худое, и менять его было не нужно. Однако если владелец всё же заменит посвящённое животное, то оба животных должны быть отданы Господу. Оба они становились святынею Господу, и их нельзя было выкупить (27:32, 33).
ИТОГ
«Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синай» (Лев. 27:34).
Глава, а вместе с ней и книга, завершается одним последним предложением.
Стих 34. В этом предложении говорится, что все предшествующие заповеди даны на горе Синай Господом Моисею и предназначаются для сынов Израилевых. Таким образом, в конце книги подчёркивается то, о чём говорилось на протяжении всей книги: законы, которые мы находим в книге «Левит», были даны Господом! Поэтому их нужно было соблюдать!
На этом завершается книга «Левит» и описание передачи большинства законов, которые Бог дал на горе Синай. Книга «Числа» продолжается с того места, на котором закончилась книга «Левит»: Бог, дав народу Свои законы, повелел им готовиться к походу в землю обетованную. В первых главах книги Чисел, перед тем как народу отправиться в поход с горы Синай в Ханаан (Чис. 10:11–13), приводится ещё несколько законов.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
#ветхийзавет #тора #иудаизм #хакнем_иудаизм #библия #читаембиблиювместе #левит #толкованиебиблии #изучениебиблии #толкованиеветхогозавета