Есть мнение, что Александр Сергеевич называл себя певцом декабристов. Можно представить его на нынешний лад: молодой и амбициозный блогер, который готов ко всему новому. Дерзкий русский поэт, который имеет прямое отношение к идейности и свободному духу.
Существует ещё одно интересное мнение: поэт был и сам в рядах декабристов. Хотя, вероятно, такое мнение может быть и ошибочным. За вольнодумие в своём творчестве, на примере стихотворений “К Чаадаеву”, его неоднократно переводили подальше от Петербурга. За слишком откровенное вольнодумие его часто ссылали дальше от “цивилизации” по службе, ибо уже тогда его творчество вызывало неприятие со стороны империи. То есть, можно уже заявить, что творчество его мешало царю ещё при жизни поэта.
В сентябре 1826 года русский поэт попал на аудиенцию к царю Николаю I, и царь тогда гарантировал литератору свободу творчества. И даже обещал избавить его от цензуры. Значит ли это, что творчество Пушкина перестало мешать царю? Отнюдь.
В те годы, империи требовалось увековечить добрый образ Петра Первого. Поэтому стояла задача: писать хорошие произведения, которые не будут мешать империи. Таким образом, от поэта требовались удобные, согласованные произведения. Но по прошествии нескольких лет, Пушкин таки усомнился в идеальном образе монарха Петра Великого. Началась борьба между истинным желанием литератора и желанием верхов Империи.
И вот тут я пришла к тому, что Пушкин, всё-таки, больше сказочник. Хотя и тут ему вставляли палки в колёса. В 1828-1831 годах он заканчивал как раз цикл сказочных произведений, которые всеми любимы и известны. “Сказку о царе Салтане…” Пушкин читал монарху в 1831 году и ещё вносил многочисленные правки в течение полугода.
И кстати, “Сказка о царе Салтане...” мешала ровно до момента, пока её не исправили. Поправили сказку до того варианта, который не мешал и был удобен царю. Да и текст было возможно согласовывать постоянно в силу того, что фольклорных историй касательно царя Солнца было много. Поэтому пока сказка не стала удобной, её не принимали.
Мне кажется, что Александр Сергеевич был не совсем доволен своим отказом от возможности свободно писать, но и сказку бросить он не мог. Это похоже на противостояние между своими желаниями и желаниями царя, между свободой творчества и свободной жизни. Поэтому Пушкин находился в западне между добром и злом.
Но при всём несогласии с царем, он вложил в сказки волшебство, пытаясь донести свои мысли и идеи до наших дней. Это и стало основной причиной, что в сказках Пушкина стали искать скрытые смыслы.
Ну и сейчас, возвращаясь к вопросу, кому же мешают сказки Пушкина, у меня и возникли вопросы. А должны ли быть какие-то границы у творчества? Есть ли свобода творчества и цензура в России? На эти вопросы есть реальный кейс из Омска, кому и как мешают сказки Пушкина.
В 2016 году активисты рекомендовали убрать спектакли по сказкам Пушкина в Театре наций. Особенно это касалось “Сказки о попе и его работнике Балде”. Такое желание у них возникло, потому что они посчитали сказку оскорбительной ввиду того, что она якобы высмеивает власть.
Тогда Владимир Владимирович Путин высказался на эту тему: "Любые хулиганские выходки, попытки сорвать спектакль, выставку — абсолютно недопустимы. И они должны пресекаться по всей строгости закона. Мы так и будем делать. И в то же время, в самой творческой среде, я хочу подчеркнуть именно эту сторону дела. Именно в самой творческой среде должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творчеством, творческой акцией".
Мешают сказки Пушкина тем, кто пытается увидеть иной смысл в сказках, который идёт наперекор их взглядам. Мне кажется, те, кто пытается найти нечто оскорбительное в этих сказках и являются ярыми противниками Пушкина. Может быть, и есть некий потаённый смысл в произведениях, но где-то на подсознательном уровне, мне кажется, не стоит искать тайны там, где их нет.
А что думаете вы? Есть ли какой-то тайный смысл в сказках Пушкина, мешают ли сказки современной общественности?
#хакнем_литература 👈 подпишитесь на этот хэштег, чтобы получать новый контент по литературе
Автор: Буранова Нигина, независимый автор медиагруппы "Хакнем".
Читайте нас также в телеграм — по этой ссылке