Найти тему
Hi, guys

В "Афоне" за образом веселого пьяницы и балагура каждый увидит свое

Кино "Афоня" вышло на экраны в 1975 году, я же посмотрела его только недавно. Может быть смотрела в детстве и забыла? Если и так, то в очень глубоком детстве, потому что при просмотре никаких воспоминаний не возникало.

В этой статье хочу поделиться своими впечатлениями от просмотра.

Из Википедии:

«Афоня» — советская трагикомедия 1975 года режиссёра Георгия Данелии. Лидер проката 1975 года — 62,2 млн зрителей.

Интересный слоган у этого кинофильма:

«Плохой хороший человек»

Очень удивило меня и описание фильма:

Пьющий бабник-сантехник противостоит миру ханжей и бюрократов

Серьезно, миру ханжей и бюрократов? То есть наше общество, это мир ханжей и бюрократов? А наш кумир это бабник-сантехник-пьяница?

"Афоня" считается чуть ли не шедевром отечественного кинематографа.

Зрители и критики находят в нем какое-то неведомое "глубинное понимание". Попробуем разобраться в чем же заключается эта глубина?

Читала версию о том, что в этом кино поднимается важный социальный вопрос, может ли общество судить человека, если не знает, почему он плохо себя ведёт?

Допустим, у человека есть какие-то внутренние проблемы, и тогда он на основании этого должен стать неприкосновенным и позволять себе любые выходки? Что-то типа того: я рано осиротел и моя жизнь складывается не так, как мне бы хотелось, поэтому я имею полное право вести себя так, как мне хочется, плюя на общепринятые нормы поведения. Ну разве это не бред?

А искрометный юмор фильма и заключается именно в этих самых пьяных выходках главного героя и его друзей. И это конечно очень захватывающе, интеллектуально и кинематографично.

***

После просмотра я четко осознала, что кино мне не понравилось и ужаснулась от мысли, что при таком раскладе я оказалась совсем одинока. Но сейчас на Ютубе многие психологи делают и записывают разборы, в том числе и кинофильмов и непосредственно героев кино. И в основной своей массе они тоже склоняются к выводу, что бессмысленно искать "глубинное понимание" там, где его нет. А есть просто отрицательный персонаж, которого как ни скрашивай всенародным любимцем Леонидом Куравлевым, ничего не поможет. И этот герой прописан и показан совершенно однозначно: пьяница, балагур, врун, бабник, плохой работник. А помните как он при всех, на собрании оскорбил своего Мастера, Людмилу Ивановну, задев ее за самое больное место и доведя до слез? Вероятно так отблагодарил ее за сочувствие, которое она проявляла к нему раньше. А как он отблагодарил свою тетю, которая его вырастила? Правильно, полным игнором.

И чем же можно его оправдать? Ах да, забыла, я писала об этом выше, общество же не может судить человека, если не знает, почему он плохо себя ведёт. Лично я как не старалась, не увидела за что Афоню можно пожалеть или как-то оправдать его поведение.

Кино и сериалов про алкоголиков и тунеядцев много. Мне почему-то сразу пришли в голову британский сериал "Бесстыдники" и французское кино "Вальсирующие" (1974 года). Понятно, что это нормально иметь в произведении отрицательных героев. Мне не понятно другое, как можно из очевидно отрицательных персонажей делать народных героев?

Скульптурная композиция Афони и Коли была установлена в Ярославле (городе где снималось это кино)

Идею памятника подсказали сами ярославцы, которые приняли участие в опросе о том, какой персонаж по их мнению может служить олицетворением жителя города. Оказалось, что в образе Афони Борщова ярославцы признали близкого им по духу.

-2

Ну прекрасно же? Афоня - наш кумир.

Всё просто: какое общество, такие и кумиры.