Сейчас очень много возможностей сделать процесс обучения наглядным, красивым, ярким – как никогда ранее. Это касается и учебников, и материалов, и, в первую очередь, онлайн-обучения.
Это, безусловно, делает процесс обучения значительно привлекательнее для детей: всё яркое, подвижное, интуитивно понятное.
Современные уроки характеризует:
- игровой подход
- большое количество наглядности
- позитивные эмоции у ребёнка
Всё это сделало образование очень приятным и увлекательным процессом, но через некоторое время стала проявляться и обратная сторона этих аспектов:
- Игровой процесс часто заменяет учебный
- Большое количество наглядности не всегда способствует развитию абстрактного мышления
- Стремление к позитивным занятиям часто заставляет отказываться от тех аспектов, где есть напряжение сил
Чаще всего в таких случаях мы получаем игровое образование с большим количеством наглядности, лёгкое для ребёнка, дающее много позитивных эмоций, но не развивающее его способности в полной мере.
Часто родители говорят о желании безусильного обучения, отказываясь от занятий, про которые ребёнок говорит, что ему было сложно, и стараются избегать ситуаций, в которых ребёнок испытывает напряжение. Следуя этому стремлению к комфорту, ученик не попадает в ситуации, которые способствуют развитию, и таким образом, и замедляет свой рост, не развивая потенциал полностью. Такая тенденция стала весьма распространенной сейчас.
Также стали понятны последствия большого количества наглядности: то, что раньше приходилось ребёнку представлять самому, сейчас подаётся в готовом виде. И, соответственно, у детей значительно меньше ситуаций, в которых есть возможность учиться мыслить и рассуждать, искать взаимосвязи, строить логические цепочки, запоминать.
Безусловно, важно, чтобы напряжение было правильным образом подано ребёнку, чтобы это было позитивное напряжение, которое он научится преодолевать и потом перенесёт это умение на другие занятия и деятельность.
Поэтому важно обращать внимание на то, чтобы во время обучения ребёнок был в гармоничном сочетании и игровых подходов, и интереса, и мотивации, и прилагаемых усилий, а также учился получать удовольствие от того, что вложенные усилия приносят в результате свои плоды – в виде знаний, умений и навыков.
Именно в этом случае ребёнок сможет вырасти в такого взрослого, который ставит перед собой цели, может совершать усилия к их достижению и в итоге способен достичь результата.