Найти тему
Роккульт

Судебные тяжбы и невероятный успех: как Mambo No 5 стала хитом в исполнении Лу Беги

Оглавление

Самой популярной песней 1999 года был запоминающийся танцевальный трек под названием Mambo No. 5. Но за ним скрывается более мрачная, малоизвестная предыстория, которая привела к многолетним судебным разбирательствам и, в конечном итоге, к прекращению дружбы.

Лу Бега
Лу Бега

Да, это не рок, но такая ностальгия! Ведь прошло уже более 20 лет с релиза этой композиции. Помню, как на уроках бальных танцев мы ставили под эту песню танец. Наверное, это и был 1999-й год.

Итак, собрала для вас несколько фактов о Mambo No. 5:

  • Эта песня была первоначально написана в 1949 году кубино-мексиканским музыкантом Пересом Прадо, известным как «Король мамбо». Он написал множество песен в стиле мамбо, и когда у него заканчивалось вдохновение для названий, он просто пронумеровывал их. Композиция Mambo No 5 стала одной из 8-ми.
  • Версия Прадо была инструментальной, и в 1999 году немецкий поп-музыкант Лу Бега добавил к ней текст, превратив её в песню о любви к нескольким женщинам, а именно Анджеле, Памеле, Сандре, Рите, Монике, Эрике, Тине, Мэри и Джессике.
  • Бега рассказал Fox News, что история, стоящая за песней, была очень простой:
Я встречался со многими милыми девушками, когда был моложе. Эти имена из моего прошлого, знаете ли, просто пришли ко мне, я записал их, получил мелодию, а остальное уже история.
  • На вопрос, есть ли у него среди перечисленных имён любимое, Бега ответил: «Моя любимая — Сандра, вот почему она была на солнце» (A little bit of Sandra in the sun).
  • Эта песня была хитом №1 в Германии более 10 недель, продержалась рекордные 20 недель под №1 во Франции и возглавила чарты в большинстве других европейских стран.
  • Единственная проблема заключалась в том, что в глазах правообладателей Mambo No. 5 вовсе не был новым треком. Это было нарушением оригинальной композиции Переса и его интеллектуальной собственности. Так и началась мучительная судебная тяжба между Бегой и наследием Прадо.
  • Лу Бега, урождённый Давид Лубега, познакомился с музыкальным продюсером Гоаром Бизенкампом в Мюнхене. По одной из версий именно Бизенкамп открыл для себя Mambo No. 5 и создал латиноамериканский имидж для Лу Бега. Его история заключается в том, что он обнаружил компакт-диск Прадо, когда искал песни для немецкой романтической комедии, и сразу понял, что в этом треке было что-то особенное.
  • По другой версии Бега услышал оригинальную песню Mambo No. 5 будучи в Майами. По его словам, его музыкальный коллега Зиппи Дэвидс «нашел пластинку в магазине винила в Мюнхене, принес её в студию, показал мне, и я мгновенно распознал её красоту. Он сэмплировал нужную часть, зациклил её, и мы записали первое демо хита».
  • В конце концов песня была передана Энди Селленайту, директору звукозаписывающего лейбла BMG Berlin. Он рассказал:
Я могу точно передать вам свои эмоции. Через 10 секунд прослушивания я подумал: «О, это свинг. Я не люблю свинг». Через 20 секунд я подумал, что это хит. Через минуту я уже был уверен, что это был хит. Через две минуты я нажал кнопку Stop и сказал: «Это огромный успех».
  • Независимо от того, кто обнаружил оригинальный трек Прадо, все согласны с тем, что песня была основана на риффе из его Mambo No. 5.
Перес Прадо
Перес Прадо
  • Итак, начался судебный процесс между правообладателями композиции Прадо и Лу Бегой. Но в деле были свои нюансы. Бега написал совершенно новую песню со свежим текстом и его команда утверждала, что, поскольку они сэмплировали только один из риффов Прадо, они и были истинными создателями. Они хотели единолично владеть всей прибылью от трека. Но сама мелодия сильно опиралась на этот 30-секундный рифф, взятый из оригинальной версии Прадо. Кроме того, у этих двух треков было общее название.
  • Судебное разбирательство по авторским правам между компанией наследниками Прадо, Peermusic и продюсерами Беги было сложным и длилось изнурительные семь лет. Бега использовал только риффы (которые по немецкому законодательству не могут быть зарегистрированы на авторское право) из оригинальной версии и написал свой текст, поэтому продюсеры Лу обратились в суд, чтобы получить доступ ко всем материалам песни от компании Peermusic, представляющей интересы Прадо.
  • В 2008 году Федеральный суд Германии вынес решение в пользу Peermusic и Прадо, основываясь на том факте, что продюсеры Беги заключили соглашение о роялти с Peermusic до выпуска песни. Из-за значительного вклада Лу в его версию окончательное решение суда объявило ее новой песней, написанной Прадо и Бегой в соавторстве.
Гоар Бизенкамп
Гоар Бизенкамп
  • Однако на этом беды Беги не закончились. Отношения певца с его бывшим менеджером и продюсером Бизенкампом были разорваны.
  • Бизенкамп считает, что новая команда Беги вытеснила его из их партнерства, а его роль в создании Mambo No. 5 была скрыта. Ведь и идея клипа была его, и благодаря ему певец стал успешным, а песня стала хитом. Но команда Беги это всё опровергла, назвав Бизенкампа лишь простым менеджером, а не продюсером.
  • Даже (а может быть, и особенно) после судебного разбирательства Mambo No. 5 пользовалась огромным успехом. Альбом Бега A Little Bit of Mambo, на котором вы можете найти этот сингл, к 2013 году разошелся тиражом в 3,4 миллиона копий. (Чтобы представить это в перспективе: в 2015 году только два альбома разошлись тиражом более миллиона копий, и это были Reputation Тейлор Свифт и Divide Эда Ширана.)
  • Каждую неделю, по данным Billboard, песню скачивают до 2000 раз, и ее можно найти в каждом караоке-баре и в трек-листе каждого свадебного диджея по всему миру.
  • На пике своей славы Бега был номинирован на премию Грэмми вместе с Рики Мартином и Марком Энтони и сидел на церемонии награждения позади Дженнифер Лопес:
Я помню, как Дженнифер Лопес сидела передо мной в том зеленом платье. Это был момент ее прорыва, и я был каким-то образом замешан в этом. Это было очень сюрреалистично. За пять месяцев до этого ты был просто обычным парнем, сидящим на диване и наблюдающим за этими людьми. И вдруг ты оказался среди них. У тебя есть номинация, и ты можешь победить Стинга.
  • Образ Бега эпохи 50-х дополняли тонкие усы, броские костюмы и фирменная шляпа, которую он до сих пор носит на сцене.
  • Трек использовался Демократической партией президента Билла Клинтона в 2000 году как часть их маркетинговых материалов, пока кто-то неловко не заметил, что текст песни содержит отсылку на женщину по имени Моника.
  • В клипе Лу Бега танцует вместе с флепперами – эмансипированными молодыми девушками 1920-х годов, которые олицетворяли поколение «ревущих двадцатых».
  • Песня появлялась в сериалах «Офис», «Трудности ассимиляции», «Скорпион», «Симпсоны». А также в фильмах «Чего хотят мужчины», «Гринч», «Простая просьба», «Железный человек 3».
  • 3 сентября 2001 года BBC Records выпустила новую версию песни в исполнении британского актера Нила Моррисси, который озвучивал Боба в детском телешоу Bob the Builder (Боб Строитель). Эта версия радикально изменила лирику, чтобы соответствовать теме шоу, сделав многочисленные ссылки на строительство, ремонт и техническое обслуживание дорог, а также персонажей шоу. Женские имена из версии Беги также заменены типами строительных материалов и строительных задач, например, древесина, пила, гидроизоляция и плитка.
  • Оригинальная версия Переса Прадо была занесена в Зал славы Latin Grammy в 2001 году.

Добавим всё же немного рока (и не только!) с кавер-версиями этой песни:

Frog Leap Studios

COMETRON

Fat Panda

Shy'm

Hot Dad

Автор: Лапенкова Ольга

Читать также:

Помните эту песню?