Найти тему
Культур-трегер

Как Китайский посол оконфузился перед супругой Николая II

Просто удивительно, но Ли Хунчжана, чрезвычайного посла императора Гуань Сюя на коронации Николая II не предупредили о самых элементарных правилах Европейского этикета.

73-летний почтенный старец преодолел колоссальное расстояние для жителя "Срединной империи", но не смог осилить хотя бы двух-трех основных правил представления знатной даме в незнакомой для него стране.

Ли Хунчжан (1823 — 1901), чрезвычайный посол императора Гуань Сюя на коронации Николая II. Именно к его визиту был построен знаменитый "Чайный дом на Мясницкой"
Ли Хунчжан (1823 — 1901), чрезвычайный посол императора Гуань Сюя на коронации Николая II. Именно к его визиту был построен знаменитый "Чайный дом на Мясницкой"

После представления посла царской чете Александре Фёдоровна по традиции протянула ему руку для поцелуя. Ли Хунчжан пришёл в замешательство, поскольку решил, что царица у него что-то просит.

Послу не осталось ничего другого, как снять со своего пальца нефритовый перстень и положить его царице на ладонь.

Теперь пришел черед смущаться самой Александре Федоровне. Был в замешательстве и Николай II, который находился рядом с супругой и видел эту мизансцену.

Ли Хунчжан после возвращения в Китай написал мемуары, в которых описал это событие:

Я никогда не забуду первое смущение Царя и его супруги. Потом очаровательное выражение лица бледной императрицы сразу изменилось на счастливое, когда она взглянула на драгоценное кольцо. Довольная, она снова протянула свою руку. Кольцо уже было на пальце.

Здесь есть какая-то странность. Зачем Александра Федоровна снова протянула руку для поцелуя? Похоже на то, что царица сама не поняла, что китайский посол не знает основ этикета, и сочла этот выпад с кольцом за признак особой восточной признательности.

В любом случае Ли Хунчжан не знал, что нужно делать в этой ситуации, и после второй раз протянутой руки императрицы он снова поступил так, как ему показалось наиболее правильным:

Взял ее руку в свои, и встал перед ней на колени.

Наверное, это было самое необычное и экзотичное "представление" царю и царице на коронации. Может быть, когда супруги остались наедине, они и посмеялись над конфузом китайского посла. Но впоследствии у Николая II сложились с Ли Хунчжаном вполне доверительные отношения.

Царю необходимо было получить согласие на строительство Китайско-Восточной железной дороги по территории Монголии и Маньчжурии. Поэтому в этот период русский царь принял китайского посла целых шесть раз (после коронации посол провёл еще некоторое время в Петербурге)

Французская карикатура на делёжку Китая ведущими державами Европы и Японией 1898 года (через 2 года после описываемых событий).
Французская карикатура на делёжку Китая ведущими державами Европы и Японией 1898 года (через 2 года после описываемых событий).

Впрочем, злые языки (в частности, дипломат князь Э. Ухтомский в своих мемуарах) утверждали, что за согласие подписать договор Ли Хунчжан получил взятку в три миллиона рублей.

В итоге железная дорога была построена (но она же стала одной или причин войны с Японией), а нефритовое кольцо посла затерялось во времени.