Вы - чрезвычайно занятой школьник. Или родитель многодетного семейства. Или профессионал, чьё время расписано по минутам. Но у вас суперсерьёзные намерения выучить язык. И вот у вас появилось немного времени позаниматься. Что же, блин, делать? С чего начать? А тут и время закончилось уже, так что придётся начать завтра.
Чтобы так не было, очень хорошо иметь план. Сколько людей - столько и вариантов, как его сделать. Тут я хочу поделиться методом Планчика, который помог нескольким моим ученикам. Вдруг ещё кому поможет. (Я наконец его отрыла из памяти и собираюсь применить в других сферах!)
Принцип
Мы все знаем, что для прогресса регулярность важнее, чем объём. Проще говоря, желающим научиться сворачивать горы рекомендуется ворочать по маленькой горке каждый день, а не по крупной раз в неделю. Лучше меньше, но чаще. Короткая зарядка каждое утро лучше, чем раз в месяц убиться в спортзале, и так далее.
Ещё мы все знаем, что для реального прогресса надо создать привычку. Некоторые любят чек-листы, где можно за каждый день ставить галочку или закрашивать точечку, а потом хвалить себя. В принципе, Планчик устроен примерно так же, только он более содержателен.
Планчик менее страшен, чем План
Мне нравится слово "планчик" за то, что оно менее пугающее и обязующее, чем "план". Лежит перед тобой такой маленький планчик, с чего ж его не выполнить? Запросто.
Исключаем панику
Есть такая хорошая рекомендация: сделав дело, запланировать, что сделаешь по этому направлению завтра. Тоже хорошо работает. Честно скажу, что у меня не всегда есть вдохновение придумывать это следующее действие. Зато в момент, когда я полна сил, могу придумать действий хоть на неделю вперёд! Тут-то и приходит планчик.
Это ещё работает тогда, когда человек занимается с преподавателем раз в неделю. Тогда на приливе сил от урока можно наметить себе задач на все следующие дни, чтобы делать не всё сразу перед следующим занятием. Точнее, разбить полученное задание на много мелких.
А если преподавателя нет, можно самостоятельно эти задачи придумать. Главное, чтобы они были мелкие и выполнимые. И тогда можно делать по чуть-чуть. Это приятно - ощущать, что прямо сейчас не надо сделать абсолютно всё.
Как выглядит планчик
Предсказуемо. В принципе, там может быть написано хоть что. Я когда-то распечатывала ученикам такие:
Как заполнять планчик
Спокойно вписать на каждый день часть большого задания, которое хочется сделать. Или маленькие вещи, желательно разнообразные. Порядок заданий совершенно не важен.
ВАЖНО!!! В одну или даже две строчки обязательно надо написать, что в этот день - ОТДЫХ. Никто долго не выдержит делать что-то каждый день. Это могут делать только упоротые фанаты на вечных батарейках. Им планчики не нужны.
Как выполнять планчик
Теперь у нас есть чёткий список вещей, которые хочется за эту неделю сделать. И вот ещё важный момент: не нужно следовать порядку, в котором записаны задания! Главное - сделать в этот день одну любую вещь из списка.
Алгоритм получается такой: каждый день мы в наше установленное время берём планчик и смотрим в него. Под настроение определяем, что хочется сделать больше всего, и делаем это. В графе "Сделано" можно поставить плюсик, а можно указать, в какой день сделано (кто любит отчётность).
Конечно, если вы вдруг человек, который обожает делать всё по порядку, то пожалуйста. Но если нет, то очень важно, что порядок не играет никакой роли. Была такая старая тема рационалов и иррационалов. Я, например, иррационал. И если у меня будет гвоздями к среде или четвергу прибито определённое задание, то я наверняка его не сделаю, потому что в этот день мне будет хотеться что-то другое.
Если студент смотрит на планчик и понимает, что сегодня он устал, заболел или должен разрешить завал на работе, то выбирается задача "Отдых". Но мы договариваемся изначально, что отдых можно выбирать столько раз, сколько он стоит в плане, то есть один или два. Иначе есть риск вообще проотдыхать всю неделю, а потом испытывать стыд и неудобство. Зачем нам это нужно, правда же.
То есть задача планчика - иметь некоторые разумные границы того, что нужно сделать, но в каждый конкретный момент делать то задание, которое выглядит самым приятным. Это смещает акцент на удовольствие и интерес, а не на "заставлять себя" и прочие ужасные вещи, которые говорят некоторые студенты (занимающиеся совершенно добровольно).
В итоге получается примерно такая картинка:
Вот пример из жизни одного несуществующего студента. В понедельник утром он начал новую жизнь, сел и написал планчик. Сразу решил сделать что-то приятное. На ноутбуке был уже открыт видеоролик про глаголы, который можно посмотреть за завтраком. Сделано.
Во вторник ничего особо делать не хотелось, но есть же планчик! Поэтому студент вспомнил, что обещал себе найти задания к экзамену и их изучить. Рыться на сайтах - та ещё приятная затея, отнимает время, так что считается за целое задание. Потом в лучшем случае студент ещё и посмотрел эти образцы. В менее лучшем - записал на оборотной стороне, что в следующий планчик надо включить "Посмотреть и проанализировать образцы заданий", типа того.
В среду студент понял, что всё идёт не так и вообще некогда заниматься. К счастью, был запланирован отдых, так что студент применяет эту магическую карту и ничего в среду не делает.
В четверг тёмная полоса кончилась, и у студента возникли силы сделать какой-то существенный элемент плана, простите, планчика. Он взял и прочитал статью, которую наметил. Честь ему и хвала!
В пятницу, всё ещё гордый собой по поводу статьи, студент решил сделать что попроще и перевёл песенку. Оказалось не проще статьи из-за всякого странного сленга и прочих заковыристостей, но зато задание выполнено.
В субботу студент прокосячил и не сделал, что хотел.
В воскресенье студент выбирал из оставшихся заданий и решил, что открыть книжку с идиомами и выучить парочку ему нравится больше, чем составить свои фразы со словами из статьи. Не факт, что это был лучший выбор, но желание студента - закон.
Что делать с несделанными заданиями
Вообще лучше, чтобы этого не происходило =)
Но если произошло, то не стоит переносить задания на следующий день. Это немного сломает принцип делания по чуть-чуть, можно перегореть. Лучше перенести в следующий планчик как задание на отдельный день. Можно написать в один из дней задачу "работа над недоделками". Глобальная цель - не останавливаться на пути прогресса, так что такая задача тоже двигает нас к цели.
Ругать себя не надо. Планчик нацелен на удовольствие. Чувство вины в перечень удовольствий не входит. Лучше посмотреть на остальные пункты, которые сделаны, и порадоваться своему упорному труду.
Ещё нужен анализ. Почему именно эта задача оказалась несделанной?
Причина 1: стечение обстоятельств, нехватка времени.
Решение: если день отдыха был один, то добавить второй. Если уже было два, то в целом ставить задачи помельче.
Причина 2: задача оказалась слишком большая для одного дня.
Решение: такое же - ставить задачи помельче.
Причина 3: не нравится этот вид задач.
Решение: придумать, как можно поменять задачу и сделать её интереснее. В теории можно такую задачу не ставить вообще, но тогда можно случайно выкинуть что-нибудь жизненно важное и не научиться чему-то. Поэтому лучше менять задачу.
Скажем, наш студент из примера не стал составлять фразы со словами, потому что там думать надо, а он устал и вообще не любит писать.
Варианты:
1. Наговорить фразы устно на диктофон.
2. Написать фразы рукой, если обычно печатаешь на компьютере, и напечатать на компьютере, если обычно пишешь от руки.
3. Использовать эти слова не в специально написанных фразах, а в переписке/разговоре, которые и так состоятся. Найти способ затолкать их туда, будет забавно.
4. Просто сократить объём задачи. Если в статье было найдено 20 полезных слов, то выдумывать 20 фраз - это жёстко и по времени, и по нагрузке на мозги. Значит, надо выбрать из этих слов четверть самых нужных и сделать фразы только с ними. Либо сделать предложения такие, чтобы задействовать сразу несколько слов в одном. Писать меньше, пользы больше.
Если трудно себя организовать, мне кажется, стоит попробовать Планчик. Маленькие шаги + привычка + выбирать интересное + визуализировать сделанное = результат обязательно будет. Я верю в это.