Она редкий феномен. С 10 лет побеждала на международных конкурсах, в 15 стала самой юной студенткой РАМ им. Гнесиных, в 17 – солисткой оркестра Московской #филармонии. Сегодня #знаменитая 33-летняя #флейтистка Ирина Стачинская популяризирует флейту как сольный инструмент и воспитывает юные дарования. На поддержку, выявление и развитие талантов был направлен и Всероссийский форум «Молодость. Творчество. Мастерство», где Ирина выступила в трех лицах – как руководитель проекта, президент форума и председатель жюри.
Как вы думаете, в своей жизни вы уже прошли отведенные испытания, или что-то главное еще впереди?
Вероятно, выражаясь сказочными аллегориями, я прошла «огонь и воду», ведь каждый концерт – это преодоление. Да и вообще вся жизнь, думаю, – преодоление. А что ждет впереди, я не знаю. Честно говоря, даже страшно загадывать.
Когда вы готовитесь к исполнению того или иного произведения, как соблюдаете тонкую грань собственного вклада в его интерпретацию?
Я сейчас работаю над диссертацией. Часть ее посвящена такому понятию, как реинтерпретация. Дело в том, что каждый состоявшийся #музыкант должен уметь прочитать музыкальный текст и суметь его интерпретировать. Если в процессе он добавляет 5–10 % своего видения, это говорит только о его квалификации. Однако сейчас есть тенденция значительно преувеличивать свой вклад в переосмысление классики, от чего я пытаюсь предостеречь своих более молодых коллег по сцене и учеников.
А вот параметры реинтерпретации гораздо шире. В рамках этого метода исполнитель добавляет в произведение свое эмоциональное восприятие, душевный свет, который отразился в его личности в процессе осмысления музыкального текста. И здесь грань между интерпретацией и «отсебятиной» проводит только академическое образование.
С какого момента вам стало понятно, что то, чем вы занимаетесь – это призвание? Или постижение таких смыслов еще в процессе?
В 3,5 года меня приняли в #класс фортепиано. Мои родители музыканты, и первый успех на концерте (а я начала выступать в 7 лет) для меня был сигналом, что да, без этого я жить не могу. А дальше последовал очень сложный процесс получения собственно профессии. Часто бывает, что родители, отдавая своих детей на обучение на отличный от своего инструмент, могут лишь поверхностно оценить их успехи. Мои родители, за что я бесконечно им благодарна, не настаивали на сиюминутных результатах – конкурсах, грамотах, а уделяли пристальное внимание обучению всем важным деталям музыкального ремесла.
Расскажите немного о своих родителях.
Моя мама – Ирина Константиновна Стачинская, пианистка, концертмейстер и мой самый близкий друг. Мой отец – Владимир Иванович Стачинский, дирижер, профессор. Я очень горжусь им и всегда шучу, что, если бы у меня была хоть часть папиных способностей, я, наверное, уже на Луну бы слетала.
Какие плюсы и минусы в таком профессиональном единстве в семье?
Мне повезло: у нас очень схожие взгляды на то, чем мы занимаемся. Я наблюдала разные жизненные истории, когда в похожих семьях происходят профессиональные конфликты. У нас таких стычек нет, хотя о мелочах, особенно бытовых, мы спорим. Мы живем вместе, и, хотя я часто бываю #на гастролях, мне всегда радостно возвращаться домой.
А какие условия вашего участия в том или ином проекте?
В целом у меня нет каких-то ограничений или #звездного райдера. Когда получаю предложения, они либо от филармонических сообществ (я много где выступала в России) либо из других стран. А кое-что из того, чем занимаюсь, инициирую сама.
Сегодня публика хочет знать об артисте «всю правду». В чем вам было бы труднее всего признаться своему зрителю?
Лично я, когда сама становлюсь «публикой», не очень стремлюсь узнать #подробности жизни артистов и музыкантов. Не думаю, что такое знание что-то добавляет к магическому моменту встречи с кумиром. Часто бывает и так, что многие «признания» артистов разных жанров – это суть мистификации, призванные просто привлечь внимание к их персоне.
Я очень отрытый человек, однако информация, которой наиболее охотно делюсь с узким кругом знакомых, друзьями и учениками, в основном касается фактов моего профессионального развития. Работа над становлением собственной личности – это, наверное, #самое интересное. А не то, чего ждут падкие на #сенсации зрители.
Что такое для вас успех? Можно ли быть всегда уверенной, что выступление будет удачным?
У феномена успеха две стороны. Одна – это когда ты понимаешь, что всем понравилось твое выступление. Другая – когда тебе оно, например, не понравилось. Тонкая эмоция на концерте раскрывается как нигде, это тот самый момент творчества, который происходит здесь и сейчас. Я часто говорю своим студентам, что мы счастливые люди, потому что можем поймать «за хвост» вечно ускользающее настоящее. Ведь когда в процессе работы ты поглощен всецело только ею, такое занятие сродни медитации: перед тобой только мысли о настоящем, без сожалений о прошлом и мечтаний о будущем.
Таким образом, критерии оценки успеха для себя и для публики разные. Для кого-то успех – это овации, подарки в гримерке и лица поклонников, для кого-то успех ощущается на очень тонком уровне, это итог того, как артист проживает произведение на сцене. Мы же все время пересматриваем свои подходы: то, что звучало даже пять лет назад, сейчас требует корректировки.
Бывали ли моменты, когда вы говорили себе: «Хватит жить иллюзиями»? Если да, то как часто это случалось? Или в вашей жизни преобладает рациональный подход и снимать розовые очки не приходится?
Я стараюсь находить баланс рационального и иллюзорного, поскольку без мечты очень сложно творить и двигаться вперед. Хотя наблюдения свидетельствуют, что артисты, добившиеся успеха, прежде всего руководствуются рациональными критериями поведения, это люди с четко структурированной жизнью. Мы переживаем разные эмоциональные состояния гораздо чаще и, быть может, сильнее других. Таким образом, рациональное зерно здесь критически важно – хотя бы для того, чтобы не сойти с ума от частого сильного перенапряжения.
Многие свои программы вы инициируете лично. К какому репертуару испытываете большее тяготение?
У меня нет четкого определения репертуара. Флейта – инструмент элитарный, и я стараюсь в своем творчестве выводить его из «тени» оркестра: играю соло как с фортепиано, так и с большими коллективами.
Если говорить о программах, рожденных при моем непосредственном участии, то недавно проверила свои силы во Всероссийском форуме «Молодость, творчество, мастерство», который прошел в Ханты-Мансийске. В рамках форума проходил конкурс молодых исполнителей, мастер-классы и выставки музыкальных инструментов, круглые столы. Важной задачей, среди прочего, было развитие альтернативного мышления. Там у нас один концерт был соткан из совершенно разных стилей: классическая, современная и народная музыка. Это к слову о сложном мире интерпретаций: мы воспитываем вкус публики и вкус молодого поколения.
Важно ли помогать друг другу в рамках музыкального цеха, где, как говорят, «связи решают все»? Или сейчас каждый сам за себя?
Я считаю, что взаимопомощь очень важна, как и команда единомышленников. Не могу снова не упомянуть Форум в Ханты-Мансийске. Было удивительно осознать, что там собрались люди, которые очень легко находили общий язык, притом что многие раньше были незнакомы между собой. Мы выбирали артистов «штучно», и получилось, что итоговый коллектив был объединен очень близкими взглядами.
Какое выступление из последних запомнилось больше всего? Расскажите о своих планах на будущее.
Любой концерт значим реакцией публики. Недавно было выступление моего класса, и в конце я сыграла небольшую пьесу. Мои студенты во время моего выступления плакали. Такой момент, когда люди откликаются на то, что ты хочешь до них донести, конечно, бесценен.
Что касается ближайшего будущего, то мне предстоит концерт с Ростовским симфоническим оркестром, потом концерт в Саранске с камерным оркестром, сольный концерт в Рахманиновском зале, запись произведений русских и советских композиторов на легендарной «Мелодии», три школы флейтового мастерства, которые я периодически провожу и, надеюсь, фестивали в Европе.
Беседовала Анна Сиротина