МКАД – волшебная аббревиатура, известная практически каждому жителю России. Хотя границы Москвы уже давно вышли далеко за Московскую кольцевую автомобильную дорогу, МКАД и по сей день остаётся психологической границей города.
Как всё начиналось, как дорога развивалась в разные годы - читайте ниже.
Прототип МКАД
Идея строительства объездной кольцевой дороги вокруг всего города, далеко за его пределами родилась ещё до войны. В 1937 году вопрос начал прорабатываться, в 1939 году будущую трассу (не везде совпадающую с нынешней МКАД) нанесли на местность, а в 1940 году была завершена работа над проектным заданием на постройку новой автодороги, но начавшаяся война отменила эти планы.
В 1941 году в авральном порядке была проложена кольцевая дорога, по максимуму использовавшая существующие дороги. Она изначально прокладывалась как временная дорога для быстрой переброски войск. Эта дорога во многом способствовала успешному контрнаступлению под Москвой.
На кадре хроники выше предположительно можно видеть как раз эту дорогу. Нельзя сказать наверняка, но выглядела она примерно так.
Рождение МКАД
Первые километры новой и по тем временам очень современной дороги, четырехполосной, с твёрдым асфальтовым покрытием начали строить в 1956 году в районе Ярославского шоссе.
Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт 22 ноября 1960 года, а окончательно кольцо замкнулось 5 ноября 1962 года.
Никакого освещения, жестких разделителей, да даже разметки тогда на МКАД не было в помине. Но при этом в стране, где бОльшая часть дорог была с грунтовым покрытием, новая магистраль с твёрдым покрытием воспринималась как что-то из будущего.
Под стать новой магистрали были и футуристичного вида автобусные остановки:
Кстати, именно в 1960 году, как видно на схеме на стене остановки, границы Москвы официально раздвинули до МКАД, несмотря на то, что в то время в некоторых местах она на многие километры отстояла от фактических районов города. Подмосковный город Бабушкин, деревни Черемушки, Крылатское, Марьино и многие другие официально стали районами города.
МКАД ещё как минимум десять лет воспринималась как загородная объездная магистраль
На недавно построенном МКАД снимались знаменитые сцены погони в фильме «Берегись автомобиля» (1966 г.)
Здесь и сам МКАД без разметки, и бензоколонка, и много других интересных деталей. Особенно рекомендуем посмотреть с 6-й минуты. Движение по МКАД было в то время совершенно ненапряженным, и для съемок фильма даже не пришлось перекрывать дорогу.
Даже в 1970-х движение по МКАД было спокойным:
Обратите внимание, что несмотря на большую ширину дороги машины спокойно едут друг за другом.
Отдельной гордостью Москвы были двухуровневые развязки «клевер»:
В мультфильме «Ну, погоди!», 3 выпуск, 1971 г. на подобной развязке волк долго и безуспешно пытается поймать свой мотоцикл:
В 1980-х гг. МКАД практически не изменился, это всё также была четырехполосная дорога с небольшим разделителем-газоном:
Правда, к тому времени количество машин в стране и городе резко выросло, и МКАД без разделителей, ограждений и фонарей стали часто называть «дорогой смерти»
В постсоветское время машин стало в несколько раз больше и магистраль уже не справлялась с потоком. В середине 1990-х все 109 км МКАД подверглись реконструкции
По масштабам эта реконструкция была сопоставима лишь со строительством дороги в начале 1960-х: появились разделители, но, самое главное, количество полос увеличилось до 10.
Теперь самым слабым местом МКАД стали морально устаревшие развязки с узкими съездами при десятиполосной дороге, до реконструкции которых дошли руки только в 2010-х
В 2011 году была принята программа реконструкции 11 транспортных развязок.
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась эта статья, нажмите на палец верх. И нам будет интересно прочитать помните ли МКАД до реконструкции.